
Обитатели Третьего дома Советов. Сейчас в этом здании на Делегатской улице находится Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Фото: Мемориал
В издательстве Corpus выходит книга «Дом правительства. Сага о русской революции» – масштабная работа американского историка Юрия Слезкина. Это одновременно и семейная история Дома на набережной, и эпос о рождении (и гибели) советской бюрократии. Пропагандистским обеспечением этого процесса стала новая советская литература, а мифологической основой и источником сюжетов – сокровища русской и мировой классики.
Любая апокалиптическая секта проходит через кризис, когда выясняется, что пророчество не исполнилось, конец света не наступил и надо как-то жить дальше. Большевики не исключение. Их «великое разочарование» пришлось на начало НЭПа: глобальный коммунистический апокалипсис явно откладывался, и новая власть, отвергнув «буржуазную» мораль старого мира и разрушив его гражданские институты, оказалась вынуждена импровизировать, пытаясь придумать новую мораль, новый быт и новую семью.
До сих пор расхлебываем последствия. Скотство, чванство, хамство по наследству перешли дальше. Сейчас опять созданы условия для процветания низменных качеств человека.
Абсолютно точное сравнение коммунизма с апокалиптической сектой. Слишком радикальные у коммунистов взгляды, неприемлемые большинством людей. Такие взгляды могут сохраняться добровольно лишь у небольшой группы людей, либо должны навязываться обществу силой. Если бы апостол Павел не снял многие ограничения в первоначальном христианстве, как, например, обязательное обрезание, оно бы так и осталось сектой. Попытка примирить коммунизм с жизнью удалась пока только китайским коммунистам путем разрешения свободы торговли и частной собственности. Правда, тогда непонятно, что в этом случае остается от коммунизма? Болтовня на съездах китайской компартии?!
Свежей идеей дедушки Ленина было неограниченное применение насилия ко всему обществу. Идея была не особенно оригинальной, но впервые применена не к военному противнику и не к преступникам, а к самым обычным людям свой же страны. Не каждая секта на такое способна! Ближайший аналог - это только Аум Синрикё с их химической атакой.
Попытка ввести вместо морали так называемую "классовую или коммунистическую мораль" стала причиной краха всей системы. Сегодня экономисты доказали негодность плановой (командной) экономики, показав, что социализм был изначально нежизнеспособным детищем. Нынешний Китай при однопартийной коммунистической системе использует после смерти Мао рыночную экономику. Собственно, Ленин понял нежизнеспособность системы и ввел НЭП. При нормальной морали страна могла бы развиваться подобно коммунистическому Китаю. Но аморальность коммунистической верхушки, прятавшей свои шкурные интересы в борьбе за власть под маской борьбы за освобождения трудящихся во всем мире, породили раскулачивание, ГУЛАГ и репрессии. Плоды этого правления мы пожинаем до сих пор. Аморальность стала нормой.
Аморальность того, что происходило в России после революции, на мой взгляд, шире чисто экономических отношений, на которые Вы опираетесь, доказывая эту аморальность. Аморальность системы, построенной большевиками состоит в первую очередь в преступлениях против человечности (убийствах, пытках, ГУЛАГЕ) и, что очень важно, в воспитании и поощрении в гражданах самых нелицеприятных качеств, выразившихся в доносах, оговорах, трусости, облегчая работу НКВД, СМЕРШ и прочих садистов, чьих имен, мы, кстати, до сих пор не знаем. В Китае была культурная революция, но и до нее - множество невинно убитых и отправленных на перевоспитание, в основном образованного класса граждан. Таким образом, по части аморальности я не вижу особой разницы в ситуации в Китае и России в начале и середине прошлого века, но как это сказалось на последующих поколениях китаиских граждан сказать не могу - не знаю. Как сказалось то, что сотворили большевики на поколениях наших граждан - очевидно и отмечено многими из комментаторов. Воровство и коррупция проистекают из экономических особенностей системы, вы правы здесь, но главное, что они - последствие той насквозь аморальной модели общества, которую мы до сих пор имеем. Застав в живых своих еще рожденных до революции бабушку и дедушку, имею наглядное представление о том, какая пропасть лежит между теми кто был до, и теми, кто пришел вслед за ними, а именно - поколения наших граждан "воспитанных революцией". Градус морали/аморальности общества можно так-же измерить "ценой" человеческой жизни в данном обществе. Здесь можно вспомнить ВОВ, и, к примеру, книгу воспоминаний моего бывшего профессора НН Никулина, сотрудника Эрмитажа, которую советую всем прочесть, если еще не читали.
Суть большевистского эксперимента очень проста: дать власть подонкам. "Кто был ничем, тот станет всем". Всё, что случилось в результате (гражданская война, ВЧК, красный террор, коллективизация, большой террор и так далее) были лишь следствием этой идеи: откровенные подонки в роли элиты общества. И от последствий этой подонкократии мы не вылечились до сих пор.