Журнал «Деньги» на платформе Republic продолжает серию интервью с руководителями образовательных проектов о настоящем и будущем российской и мировой системы обучения.
С директором по международным образовательным программам парка игрового обучения KidZania профессором Гером Граусом мы поговорили о том, что гендерные стереотипы в профессии сформированы у детей уже к четырем годам, как задуманный двадцать лет назад развлекательный проект повлиял на образовательную систему ряда стран, и почему классический школьный подход в современном мире больше не работает.
– В 2016 году в Москве открылась KidZania, место, где дети от 4 до 16 лет могут попробовать в сотне разных специальностей, от врача и модели до альпиниста и шахтера. Это одна из почти трех десятков франшиз проекта, завоевавшего весь мир. Кто и когда придумал создать подобный город профессий?
- Ровно двадцать лет назад мексиканский бизнесмен Хавьер Лопес Анкона запустил бизнес-проект, который объединял город познавательных игр для детей и шоппинг для родителей. Все просто: сдал ребенка, пошел за покупками. Поэтому все KidZania или находятся непосредственно в торговых центрах, или расположены в шаговой доступности от них. Парк в Мехико, в котором принял участие пул частных инвесторов при небольшом участии государства, задумывался как локальная история. Никто не собирался наводнять «кидзаниями» весь мир, это произошло само собой. Просто в конце 1990-х для детей было не так уж много развлечений, а те, что были, например, Диснейленд, стоили дорого. KidZania же предлагала увлекательные игры, которые еще и обучали и были связаны с их будущим, с разнообразными профессиями. Несколькими годами позже японский предприниматель Эдди Сумитани посетил Мексику и попал в центр, возможно, пришел со своими внуками. Он загорелся идеей привезти этот проект в Токио. Первая франшиза в столице Японии открылась в 2006 году, затем построили еще две в других городах. Следом за Японией подобные центры появились в Южной Корее, Филиппинах, Индонезии, Сингапуре, Малайзии, Индии, снова в Мексике, в Бразилии, Чили, Португалии, Эмиратах, Великобритании и России. Это франшиза не только в смысле бизнеса, но и в образовательном, мы даем все наши методики и разработки.
Первая европейская KidZania открылась в 2009 году в пригороде Лиссабоне, и ей не повезло. Из-за финансового кризиса, который тогда охватил весь мир, и больно ударил по экономике Португалии, у девелоперов не хватило денег на завершение проекта. Точнее, торговый центр удалось достроить, а жилые комплексы рядом с ним – нет. Много лет у детского центра не было прибыли, но они выжили и прямо большие молодцы, сейчас там дела идут намного лучше..
Сейчас в мире действует 28 центров, а в течение ближайших десяти лет, таких парков профессий станет не меньше полусотни. В ноябре в Далласе откроется первая KidZania на территории США. Американцы не очень любят иметь дело с иностранным бизнесом, поэтому им потребовалось двадцать лет, чтобы понять социально-образовательную ценность проекта. Зато теперь, в США и Канаде будут построены сразу двенадцать центров.
- Чем отличаются KidZania в разных странах?
- Во всех парках есть базовые профессии: врачи, пожарные, банкиры, полиция, театр, автомобили, самолеты. Но в некоторых центрах на машинах можно ездить, а в других их ремонтируют. Также в разных странах есть свои уникальные наработки, например, в Москве есть рудник с шахтерами и маркшейдерами, который сделал «Норникель», в Абу-Даби – космический центр по подготовке астронавтов, в Сан-Пауло детей учат делать ролики для youtube, если не ошибаюсь, в Индии действует настоящий суд. В Лондоне мы сделали курьерскую службу по доставке донорских органов. Это социальный проект совместно с благотворительным фондом Team Margot, который создал мой друг, потерявший свою маленькую дочь Марго. Цель фонда, в том числе, объяснять обществу важность донорства органов. Курьеры есть во всех наших филиалах, но в лондонском дети разносят не письма и другую почту, а забирают контейнеры с донорскими органами у самолета и везут их в госпиталь, параллельно знакомясь со сферой донорства. Может, и в Москве запустим такой же проект.
– Почему школы хотят с вами сотрудничать?
- Система образования сегодня превратилась в систему школьного обучения, что не одно и тоже. Быть образованным и ходить на учебу не одно и тоже. Можно блестяще закончить институт, и не уметь применять свои знания на практике. Уникальность KidZania в том, что это независимое обучение, основанное на личном опыте. Ребенок может не только пробовать различные варианты профессий, но и понять, как работает финансовая и экономические системы.