Люди, как правило, не любят переживать негативные эмоции, в том числе грусть, однако многим нравятся печальные, а порой и откровенно мрачные произведения искусства (музыка, литература, живопись и так далее). На это обращали внимание многие философы — от Аристотеля до Шопенгауэра, этот парадокс не давал покоя психологам. Но только в последнее десятилетие оказалось возможным собрать эмпирические доказательства этого парадокса в психологии и нейробиологии, а ученые потихоньку начали представлять процесс — как именно люди получают удовольствие от вымышленных трагедий и меланхоличных песен.
В основе этого парадокса — функциональные аспекты эмоций. Так, грусть, как правило, является результатом серьезной личной утраты, она выражается в уходе в себя и ангедонии — снижении или и вовсе утраты способности получать удовольствие. Литература и музыка способны управлять механизмом, вызывающим такие эмоции, как грусть, но поскольку они оторваны от реальных событий в жизни человека, они приводят к совершенно другому результату.
Наглядный пример этого феномена — печальная музыка.
Привет, уважаемые камрады! 👋😊
•
Текст крайне любопытный и необычайно раритетный. Я сам несколько десятилетий исследую и обдумываю эту тему, и многие доводы близки моему пониманию. В то же время подобные публикации почти не попадают мне на глаза. Сейчас сходу не могу вспомнить ничего подобного и столь же годного. Добросердечно благодарю Вас, Денис, за эту публикацию. 😊👍
•
•
> музыка может служить заменой другого человека, который проявляет сочувствие, следовательно, утешает и успокаивает
•
Полностью согласен. ☝️
•
В результате утраты объекта привязанности субъект переживает острое чувство одиночества. Субъект хочет избавиться от этого чувства, но в то же время, обычно неосознанно, в разной степени избегает общения с объектами, потенциально могущими стать заменой утраченному объекту привязанности.
•
Почему? Потому что сама идея «замены» утраченного объекта привязанности воспринимается субъектом как «оскорбление» его чувств. Ибо в результате «замены» объект привязанности обесценивается и, вследствие этого, обесцениваются и чувства субъекта.
•
Чувства же, мир чувств, один из фундаментов образа личности. Мы то, что мы чувствуем и то, что мы думаем в связи со своими чувствами. Обесценивание наших чувств → обесценивание нашей личности → наша духовная смерть. Сопротивление «замене» объекта привязанности = сопротивление смерти.
•
Музло же безличностно. Оно почти или совсем не отождествляется у слушателя с его разработчиком. Разработчик музла не столько рассказывает через звуки о себе, сколько рассказывает о неких абстрактных чувствах, как радостных, так и грустных, безотносительно своей личности и событий своей жизни.
•
Музло можно назвать «эмоциональными консервами», которые мы открываем, не будучи в силах генерировать потребные эмоции самостоятельно. Мы ведь не думаем о создателе, например, рыбных консервов, когда поедаем их, не будучи в силах приготовить самостоятельно рыбу.
•
•
> Песня или вообще любое произведение искусства, с которым человек может себя соотнести, предлагает утешение – без необходимости личного общения с другим человеком.
•
Да, именно так, утешение безличностное. И в этом важная психическая особенность культурной поделки. ☝️
•
•
> Тот факт, что музыка или искусство неинтерактивны, в случае личной трагедии скорее преимущество – с их стороны не высказывается никаких суждений. Грубо говоря, они «не лезут в душу».
•
В точку. ☝️
•
•
> о важности принятия негативных эмоций в противовес попытке проигнорировать или подавить их.
•
Безусловно согласен 🤝.
•
Здесь мне видится сходство с психотерапией страха. Если субъект от источника страха бежит, страх привязывается к нему репейником и часто фиксируется пожизненно. Поэтому важно как можно скорее побежать горным козликом к источнику страха, к нему навстречу, и поспешить изжить страх, пока этот страх не стал частью личности.
•
•
> побег от негативных эмоциональных переживаний ассоциируется с отрицательными последствиями, а принятие – с положительными.
•
Да, именно так. ☝️ Точнее, не «ассоциируется», а «влечёт». Побег, например, от реакции утраты (горя) влечёт неблагоприятные последствия. Всегда. Исключения мне не известны. 🤷🏼♂️
•
•
> подобные произведения искусства даже могут вызвать своего рода катарсис у человека, если они как-то особенно западают ему в душу, резонируют с ним лично.
•
Не «даже могут», а «часто вызывают». Правда, к сожалению, эффект катарсиса кратковременен. Однако катарсис — это часть шагов для успешного изживания реакции утраты (горя). Поэтому катарсису разумно радоваться, не стоит печалиться из-за его мотыльковости. 😊
•
•
> грустные песни, книги и фильмы приносят людям облегчение, доставляют удовольствие и даже создают чувство более близкой эмоциональной связи с другими людьми.
•
Да, конечно. Общее духовное пространство, этот антагонист чувства одиночества, без которого не может быть реальной дружбы и полноценного супружества, таки в наибольшей степени формируется в процессе совместной грусти, чем в процессе совместного смехотворства. Двум юмористам может быть хорошо вместе, приятно, но они никогда не станут близкими друг другу людьми, если не будут также вместе грустить.
--