Иранский танкер Adrian Darya 1. Фото: Jon Nazca / Reuters

Иранский танкер Adrian Darya 1. Фото: Jon Nazca / Reuters

Потепление отношений между США и Ираном оказалось коротким. Нападение неизвестных, которыми могут быть и йеменские хуситы, и стражи исламской революции, и члены проиранских шиитских милиций из Ирака (список подозреваемых можно продолжать долго), на нефтяные объекты в Саудовской Аравии привело к резкому скачку цен на нефть и обострению ситуации в Персидском заливе. Вашингтон обвинил в атаке Иран. Из-за океана вновь раздаются угрозы применения военной силы против Тегерана. Но все же Дональду Трампу – по крайней мере сейчас, в преддверии президентских выборов в Америке – начинать очередную большую войну на Ближнем Востоке слишком рискованно. Скорее всего – и это подтверждает отставка Джона Болтона – администрация Трампа, даже несмотря на нападение на аравийскую «нефтянку», пойдет на диалог с Тегераном. Не из любви к иранцам, конечно, а в связи с тем, что тактика Болтона «максимального давления» на Иран провалилась. Додавить Иран экономически американцам не удается. Главная цель Вашингтона – обнулить экспорт иранской нефти – похоже, невыполнима. Иранцы научились продавать нефть при помощи танкеров-невидимок.

Куда плывут иранские танкеры

В мае прошлого года США в одностороннем порядке вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA), больше известного как ядерная сделка по Ирану, и вернули отмененные после его подписания в 2015 году санкции. В ноябре прошлого года Вашингтон ввел очередной пакет антииранских санкций, касавшихся в том числе и нефтяного сектора, главного в иранской экономике. Однако восьми основным покупателям иранской нефти – Индии, Италии, Греции, Китаю, Тайваню, Турции, Южной Корее и Японии – Вашингтон разрешил еще полгода покупать у Тегерана черное золото.

К моменту введения санкций против нефтяного сектора ИРИ в ноябре 2018 года экспорт иранской нефти снизился до 1,8 млн бар./сутки с 2,8 млн, включая 300 тысяч баррелей конденсата, в первом квартале прошлого года. В Белом доме и Госдепе с самого начала не скрывали, что надеются поставить Иран на колени, лишив иранцев главного источника доходов – денег от продажи нефти. В начале мая 2019 года США нанесли новый и, как они надеялись, нокаутирующий удар – не продлили срок действия разрешений на покупку иранской нефти. С тех пор прошло больше четырех месяцев, но особыми успехами в достижении главной цели, входящей в тактику максимального давления на Иран, – свести на нет нефтяной экспорт Тегерана – Вашингтон похвастать не может.

«Цель обнулить нефтяной экспорт Ирана ни разу не была достигнута, – уверен аналитик энергетической компании Kpler Хомайон Фалакшахи. – Тем не менее администрации Трампа удалось довести давление на Тегеран до максимума». «Никто не ожидал от Ирана такой прыти и ловкости в сокрытии своей нефти», – комментирует ситуацию директор Genscape Девин Геогеган.