«Наше несчастье в том, что мы получили неправильную религию… Магометанская вера гораздо более подходит нам, чем христианство. И почему нашей религией стало учение Христа с его кротостью и дряблостью?», – сетовал Адольф Гитлер в разговоре со своим любимым архитектором Альбертом Шпеером. Фюрер считал, что «такая вера идеально подходит германскому темпераменту». Третий рейх с прагматизмом и нехарактерным для себя сочувствием отнесся к мусульманскому населению, проживавшему на территориях, оккупированных нацистами. Это доказывает обстоятельное исследование, проведенное историком Давидом Мотаделем, которое легло в основу его нашумевшей книги «Ислам в политике нацистской Германии (1939–1945)» (выходит в Издательстве Института Гайдара). «Германия, – пишет Мотадель, – обхаживала мусульман не только для того, чтобы эффективнее контролировать и стабилизировать прифронтовые территории. Не менее важной для нее задачей было разжигание смуты во вражеском тылу, в первую очередь на неустойчивых мусульманских окраинах Советского Союза». С сокращениями мы публикуем главу о том, как нацисты выстраивали отношения с мусульманами на Кавказе и в Крыму.
Когда германские танки переправились через Дон и вышли к Кавказу летом 1942 года, власти СССР ощутили тревогу по поводу южных мусульманских рубежей. Константин Уманский, сотрудник Наркомата иностранных дел и бывший советский посол в Вашингтоне, напомнил корреспонденту BBC Александру Верту об истории мусульман в этом регионе:
Должен сказать, что я немного беспокоюсь о Кавказе. <…> Татары в Крыму в значительной степени ненадежны, <…> мы им никогда не нравились. Хорошо известно, что во время Крымской войны они с радостью выступали «коллаборационистами», как мы сказали бы сейчас, поддерживая англичан и французов. И, самое главное, существуют религиозные факторы, которыми немцы не преминули воспользоваться. Я также не доверяю кавказским горцам. Как и крымские татары, они мусульмане и до сих пор помнят русское завоевание Кавказа, которое закончилось не так давно – в 1863 году.
И в самом деле, мусульманское население Крыма и Кавказа в целом считалось неблагонадежным. Ислам, по сути, был ключевым маркером оппозиции и сопротивления центральной власти с момента экспансии Московского царства в мусульманские районы Поволжья и Урала в XVI веке, аннексии Крыма и Кавказа царизмом в XVIII и XIX столетиях, а также продвижения России в Среднюю Азию в XIX веке. Несмотря на то что российское правительство приняло множество мер, направленных на использование ислама для укрепления своего господства в Крыму и на Кавказе – как это делалось и на других мусульманских территориях, – эти регионы считались потенциальными очагами мятежей. В течение XIX века общины горцев-мусульман участвовали в жестокой партизанской борьбе с русскими войсками на Северном Кавказе. Их священную войну, или газават, возглавляли религиозные лидеры, три легендарных имама: Гази-Мухаммад, Гамзатбек и самый знаменитый среди них – Шамиль, «лев Чечни». Имамы не только организовали сопротивление царизму в горах Дагестана и Чечни, но также провозгласили имамат, насильственно переселяя мусульманские общины, которые отказывались жить по исламскому праву и присоединяться к священной войне против русских оккупантов. Десятки тысяч царских солдат погибли в борьбе с мятежниками; число смертей среди мусульман было еще выше. На своих форпостах в южных районах империи российские официальные лица испытывали неизбывную тревогу по поводу «мусульманского фанатизма».
Захват власти большевиками усугубил ситуацию. После непродолжительного периода сдержанности по отношению к мусульманам (в том числе терпимости к мечетям, медресе и исламским фондам и даже к попыткам большевиков-мусульман, таких как Мирсаид Султан-Галиев, продвигать «советский ислам») были приняты законы 1929 года, нацеленные на подавление религии как таковой. При Сталине мусульманские регионы страдали не только от принудительной коллективизации, но и от беспрецедентных преследований на религиозной почве.
Советская власть видела в исламе угрозу новому социальному и политическому порядку на мусульманском пограничье. Ее пропаганда изображала ислам как пережиток феодального и отсталого общества. Издание большинства исламских книг и периодических изданий было прекращено. Вакуфную собственность экспроприировали. Исламские законы запретили, а религиозные суды лишили влияния, по крайней мере формально. Москва использовала любые средства, чтобы минимизировать влияние улемов на население. Муллы считались столпами традиционного общества, агентами антисоветского сопротивления, они часто обвинялись в участии в контрреволюционных заговорах, спланированных иностранными спецслужбами. Некоторые прошли через показательные процессы, причем многие были казнены. Одновременно советская власть атаковала мечети и медресе. В 1930-х годах пресловутый «Союз воинствующих безбожников» обрушил на мусульманские территории агрессивную атеистическую пропаганду, что вновь разожгло старые обиды на центральную власть. Атеисты захватывали мечети, рисовали советские лозунги на их стенах и поднимали красные флаги на минаретах. В некоторых районах официальные лица отправляли в мечети военные оркестры или прогоняли через сакральные двери свиней. К началу немецкого вторжения 1941 года от большинства из 20 тысяч мечетей, которые существовали на мусульманских территориях в 1917-м, не осталось почти ничего: они были либо снесены, либо превращены в светские школы, публичные библиотеки, клубы и рестораны.
Тем не менее все эти попытки истребить религиозные структуры и настроения в мусульманских районах потерпели неудачу. Ислам продолжал играть решающую роль в организации общественной и политической жизни. Во многих районах Северного Кавказа мусульмане по-прежнему разрешали споры с помощью нелегальных шариатских судов, часто замаскированных под «комиссии по примирению». Сохраняли свое значение и медресе, где дети обучались летом во время официальных школьных каникул. В государственных школах советские учителя жаловались, что дети-мусульмане отказываются брать в руки учебники, которые они считали атеистическими. Кампания Москвы против чадры и против религиозных праздников также оказалась в целом провальной. Азербайджанские шииты во время священного месяца мухаррам продолжали устраивать религиозные мистерии (тазия) и проводить публичные самобичевания, калеча себя тупыми кинжалами и цепями во время процессий траурного дня Ашура. Если местные власти в священные дни организовывали уличные торжества с веселой музыкой, то это постоянно оборачивалось крупными беспорядками с участием тысяч людей. Антирелигиозные провокации вообще встречали яростное сопротивление. Когда советская власть организовала свиноводческое хозяйство в чеченском ауле Дарго, местные жители в течение нескольких часов вырезали все стадо. Подобные конфликты часто имели локальное измерение: они разворачивались между ревностными верующими и местными партийными кадрами. Народные бунты и партизанские вылазки не прекращались на Северном Кавказе на протяжении всего межвоенного периода. Многие из этих акций возглавляли религиозные лидеры, особенно шейхи суфийских орденов (запрещенных, но все равно влиятельных), которые часто объявляли священную войну Москве и сочетали религиозные лозунги с призывами к независимости. В глазах многих мусульман большевизм был просто еще одной формой империалистического доминирования русских.
Таким образом, Константин Уманский, оглядываясь назад, имел все основания для беспокойства. Тогда, летом 1942 года, Кремль опасался волны исламских восстаний на своих южных окраинах, которая в конечном итоге могла перекинуться на обширные пространства Центральной Азии. Более 20 миллионов мусульман Советского Союза, составлявшие около 15% его населения, грозили превратиться в опасную политическую силу. Когда Германия осенью 1941 года оккупировала Крым, четверть миллиона татар-суннитов оказались под властью нацистов. В начале августа 1942 года вермахт вторгся в населенные мусульманами области Северного Кавказа –прежде всего, в долины Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. К октябрю немецкие войска были уже на границах Чечено-Ингушской АССР, хотя к Грозному они так и не пробились. За линией фронта, особенно в Чечено-Ингушетии и, в меньшей степени, в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, вспыхнули антисоветские восстания, для подавления которых пришлось привлекать значительные силы Красной армии. Во главе решительных и эффективных повстанческих групп зачастую стояли религиозные лидеры – прежде всего последователи кадирийского шейха Курейша Белхороева, которые продержались в горах Ингушетии и Восточной Осетии до 1947 года. Как на Кавказе, так и в Крыму большинство мусульман с энтузиазмом приветствовало конец ненавистной советской власти и принимало немецкие войска с доброжелательностью и надеждой. «Освободители!», – скандировали местные жители, встречая солдат вермахта. В Крыму мусульмане послали немецкому командованию фрукты и ткани для «Адольфа-эфенди». На Кавказе немецкие солдаты тоже были поражены теплым приемом, который им оказало местное население. В разведывательном отчете СД (Службы безопасности рейхсфюрера СС. – Republic) о положении на Кавказе отмечалось: если русское и украинское население реагирует на смену власти сдержанно, то горцы-мусульмане карачаевских районов восторженно принимают немцев.
Опасения Уманского по поводу эксплуатации ислама немцами также оказались обоснованными. В Германии пресса постоянно ссылалась на давнюю традицию антироссийского сопротивлении на Кавказе и джихад имама Шамиля, которого Deutsche Allgemeine Zeitung превозносила как «проповедника религиозной войны и истребления русских». На местах немецкие военные власти не упускали возможности представить себя в качестве освободителей мусульман. Стремясь стабилизировать положение в тылу и умиротворить население, немцы активно шли на уступки в области религии, использовали пропаганду, политизировали исламские обычаи и праздники, пытались привлечь к своему правлению религиозные институции. Как на Кавказе, так и в Крыму использование религиозного вопроса стало ключевой характеристикой оккупационной и пропагандистской политики Германии. Как и прочие попытки немцев привлекать ислам для своих нужд, такого рода мероприятия диктовались нуждами войны.
Верующие люди - отличный объект для манипуляций.
"Ислам, по сути, был ключевым маркером оппозиции и сопротивления центральной власти с момента экспансии Московского царства в мусульманские районы Поволжья и Урала в XVI веке"
===
это весьма сомнительное утверждение, которое нужно доказывать фактами. Навскидку, не очень известны примеры восстаний XVII-XVIII вв. на данных территориях, которые имели основным драйвером движения именно религиозный, а не "национально-освободительный" или "экономический" (поборами давят) вопрос.
На фотографии личный состав 13-ой горнопехотной дивизии СС "Ханджар" во время намаза. В Википедии написано, что в 44-м большая часть "лучших воинов" разбежалось по партизанским отрядам против немцев воевать.
Фёдор Кортес с тотонаками, взявшись за руки, пошли вместе на ацтеков.
Ни тотонаков, ни ацтеков очень быстро не осталось.
Тотонаки хотели просто уничтожить ненавистных ацтеков.
А Кортес просто хотел много золота и земель.
И из текста очевидно следует обоснованность сталинских репрессий на Кавказе и в Крыму.
Почему в статье нет упоминаний об этом? Т.е. односторонне и необъективно.
> Почему в статье нет упоминаний об этом?
•
Об «обоснованности сталинских репрессий»? Такова особенность этого СМИ — о России либо плохо, либо ничего.
•
Крымские татары были спешно вывезены из Крыма для их спасения, не для «репрессий». Не хочу представлять, что с ними бы было после возвращения фронтовиков. Если бы Джугашвили не распорядился их эвакуировать, highly likely, сейчас бы о крымских татарах уже и не помнил бы никто. Ради немногих добрых людей Джугашвили спас весь народ.
--
А что произошло бы? Вот вернулись казаки-фронтовики на Дон, а из них примерно 75тыс. человек воевало в Красной Армии, а порядка 50тыс. - в вермахте. И что там произошло? А ничего. Спасатели, блин. Убивали для их же пользы. "Вот сейчас заморим вас голодом и холодом, потом сами благодарить будете"
Просто почитайте о крымскотатарском коллаборационизме, о совхозе «Красном» и всём таком, а также примените принцип историзма.
Прочитайте про Казачий Стан, дивизию Паннвица, 15 корпус СС и тп. А принцип историзма заключается в данном случае в том, что одних убивать уже можно, а других пока нецелесообразно
Михаил, предлагаю Вам представить 1944 год — разгар Великой Отечественной войны. РККА освободила Крым. Быстро стали очевидны чудовищные преступления, массовые убийства, совершённые огромной организованной группой — крымскотатарами. В них так или иначе, активно или пассивно, соучаствовали все или почти все крымскотатары. Какое решение в отношении этих людей должны были принять госадмины СССР?
•
1. Наказание согласно тогдашнему уголовному закону. Для большой части крымскотатар расстрел, для остальных — до 25-ти лет МЛС. Фактически это геноцид крымскотатар. После таких репрессий крымскотатары как народ существовать бы перестали.
•
2. Закрыть глаза на преступления крымскотатар. Возвращаются с фронта многие тысячи (десятки тысяч?) бойцов. Члены их семей, родители, жёны, дети зверски растерзаны соседями, мирно живущими, будто ничего не случилось. Фронтовики в своей массе перестали бояться смерти и привыкли убивать. Душевная боль нестерпима. Думаю, исход более чем очевиден.
•
3. Наказание самых выдающихся упырей, переселение пособников в иную местность, где нет родственников погубленных ими людей. Именно это решение принял Джугашвили. Оно выглядит зашкаливающе гуманным и в наше время. Ведь множество человекогубцев осталось безнаказанными. ☝️🤨
--
Не вредно было бы подкрепить утверждения пруфами
1. Неслыханность преступлений, совершенных в Крыму. Ничего подобного на советской территории во время войны не происходило. Поэтому в других местах пособников оккупантов арестовывали и судили, но в Крыму солдаты ни в коем случае не смогли бы сдержаться.
2. Поголовное или почти поголовное участие крымских татар в преступлениях. Насколько мне известно, крымские татары во время войны подлежали мобилизации так же, как и другие граждане Советского Союза. Таким образом, большинство крымскотатарских мужчин просто не могли находиться в Крыму. Если решите сообщить, что они поголовно дезертировали, тоже будьте любезны привести ссылки. И вообще на чем основано утверждение о поголовном участии крымских татар в преступлениях? На докладах НКВД? Так ведь руководили органами НКВД Берия и Абакумов, впоследствии разоблаченные (органами НКВД же) как троцкисты и английские шпионы. Следует ли доверять их докладам?В 1967 выяснилось, что было не совсем так. А если следует, то каким именно?
3. Неминуемость самосуда. В некоторых районах страны население охотно сотрудничало с немцами. Вспомните хотя бы Локотскую республику. Много там было устроено самосудов над коллаборационистами и членами их семей? А ведь и туда вернулись фронтовики, да и партизан там было немало. И?
4. "Наказание самых выдающихся упырей, переселение пособников в иную местность". Напоминаю, что переселены были абсолютно все крымские татары, включая тех, кто просто не мог быть "упырем" и "пособником", поскольку находился в Красной Армии. Наказание было наложено на всех, без разбора, на правых и виноватых, причастных и непричастных, просто по признаку этнической принадлежности. Говорят, Геббельс утверждал, что евреев собирают в лагеря, чтобы защитить от справедливого гнева германского народа. Это смутно мне напоминает.
Сразу хочу сказать, что не в претензии к крымским татарам, потому что русские захватили их родину, а самих заставили бежать (в основном в Турцию) в 19-м веке. Оставшихся же продолжали гнобить, убивать, грабить и т.п.
Но! они (крымские татары) предоставили Гитлеру несколько конных дивизий. Вот и дезертиры. Опять же, очень многие честно воевали в РККА, но вот эти несколько дивизий...
На Дону ничего не случилось, так как те, кто воевал за Гитлера вернулись не сразу, а после лагерей (и не все, конечно). Ну типа пострадали уже. Да и родственные связи тоже. Брата сложно убить.
В случае татар - не было бы (в вашем предложении) никакого наказания и не было родственных связей. Всех бы вырезали подчистую. Как миллион китайцев в 35-м.
Михаил, как говорится, «пруфочная в Гугле». Даже инфы в Википедии вполне достаточно для понимания того, что я написал. Я не сообщил ничего секретного, не общедоступного. 🤷🏼♂️
Да я понял всё, что вы написали. Как говорится, не бином Ньютона. Другое дело, что никаких подтверждений вы не привели и не собираетесь. Что же, подход не теряющий своей популярности. "Всем известно, что Земля плоская и стоит на трёх китах. Доказательства можете найти сами"
Спорю я только в суде. Тем более, что спора без арбитра быть не может. А ещё я безусловно признаю Ваше право на инакомыслие. 🤷🏼♂️
- А почему пишите Джугашвили, а не Сталин?
- А какие-то подтверждения вашей точки зрения есть?
- Неужели Сталин такой благородный? А чего-ж ради немногих добрых людей он не спасал своих бывших соратников по революции?
Я не люблю клички. Да, есть. Поищите сведения о фактах внутрипартийной борьбы в ВКП(б), они общедоступны. Ну и, помните о принципе историзма.
Разве если что исходить из рабского уравнения «Россия = российская власть». Эвакуация «кулаков» тоже была для их спасения, а то кто знает что эти комбеды могли с ними сделать, правда? А кто в процессе «спасения» не «спасся», ну, издержки производства.
У меня бабушка как раз раскулачивала. Плачу, говорит, а раскулачиваю. Однажды семью с 2-мя козами и 7-ю детьми раскулачила (кулак - "больше 1 единицы рогатого скота" - по инструкции). Забавно, что и в самом деле всех спасла. В Сибири голода не было, а в Самарской губернии полмиллиона крестьян умерло.
Страна Россия это в том числе государство России. В России, в отличие, скажем, от Британии, государство народное — государь избирается народом.
•
Зверства кулаков общеизвестны. «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества» (Н. Макиавелли). Выбор был не велик — либо перебить кулаков до талого, либо отселить их в иную местность. По-Вашему, надо было перебить? Я не рослиб и не кровожадный.
--
Согласно действующих на тот момент законов военного времени, большая часть крымских татар, при рассмотрении их дел военным трибуналом, была бы расстреляна. Депортация - объективно, это спасение этого народа. В очередной раз, ценой неотомщения мук и смертей русских жертв.
Иногда сложно понять, где заканчивается мусульманство и начинается нацизм. Антисемитизм и русофобия - визитная карточка этих идеологий
Что насчёт сионизма, Владимир? 🧐
Вы задаёте вопрос, на который у вас заготовлен ответ? Ждём
Вы меня домыслили. ☝️😁
Адольф с уважением относился у мусульманам, считая их лучшими солдатами после немцев. Где-то в Пакистане до сих пор добрым словом вспоминают Гейдара (якобы это имя принял вождь вместе с Исламом). На вопрос, как вы можете поминать такого мясника добрым словом, следует встречный вопрос:
-а что он такого уж плохого сделал?.
-Убил миллионы евреев!
-*Радостная счастливая улыбка*
Мусульмане - лучшие после немцев солдаты? Видимо именно поэтому армия Израиля гоняла и гоняет их
Еслиб Адик знал, что одно из самых националистических и жизнеспособных государств - да еще и оплот западной цивилизации среди океана варварства и мрака - будет Израиль, он вероятно бы изменил свою риторику.