Jorge Silva / Reuters

Январские каникулы – филиал свободного от трудовых нагрузок безвременья. А значит, можно не заглядывать в новости и, решив отдохнуть от отдыха, спокойно почитать о политических трендах и идеях, которые совершенно точно продолжат определять нашу повседневность и в 2020-м. Для этого мы собрали вместе самые яркие интервью с историками, социологами и политологами за прошлый год.

Социолог Александр Бикбов – о летних протестах в Москве, взрывном потенциале феминизма и неолиберальной субъектности (вторая часть по отдельной ссылке)

Цитата: «Как и в 2011 году, в 2019 митинговые сборки снова происходят на базе слабых, зачастую виртуальных взаимодействий между индивидуальными участниками. Это не значит, будто “ничего не изменилось”. Изменилось. Но память и тактический репертуар протестного движения обеспечивает в первую очередь индивидуальная память участников или работа тех ассоциаций – например, “Голоса” или ФБК – которые существовали до 2011 года. В результате массового протеста они приобрели чуть больше активных членов и гораздо большее публичное влияние».

Политолог Юлий Нисневич – о том, чем плоха политическая люстрация, как советская номенклатура переиграла демократов и куда движется режим

Цитата: «Любое государство держится на трех столпах: системе внутренней безопасности, системе внешней безопасности и госаппарате, который занимается перераспределением ресурсов. Если государство на них равномерно опирается, то оно устойчиво. В 1991 году у нас произошел перекос – в лучшем положении очутился именно госаппарат, а правоохранительные органы и военные отошли на второй план, оказались в положении обиженных и угнетенных, особенно после Чечни, когда они начали нести прямые физические потери. Путин появился не из неоткуда, это вполне закономерная траектория – возврат к советскому восприятию плюс восстановление справедливости по отношению к силовикам».

Политический теоретик Франциско Паницца – о трамповском чувстве юмора, любви народа к миллионерам и будущем демократии

Цитата: «Во-первых, люди волнуются не только по поводу экономики – им хочется ощущать, что они представляют собой какую-то ценность. Посмотрите на “желтых жилетов” во Франции – в подавляющем большинстве это люди из глубинки, они потеряли свое место в обществе. Хотя причины могут быть разными, в зависимости от страны. И до тех пор, пока мы не начнем искать их и работать с ними, правые популисты никуда не исчезнут. Взять хотя бы европейский парадокс: мишенью популистов и их сторонников становятся мигранты, то есть как раз наименее защищенная и привилегированная группа, а не люди, у которых есть власть и деньги».