Уборка маниока. Кот-д'Ивуар, 2017

Уборка маниока. Кот-д'Ивуар, 2017

Wikimedia Commons

В начале апреля в издательстве Corpus выходит книга Ханса Рослинга «Фактологичность. Десять причин наших заблуждений о мире – и почему все не так плохо, как кажется». Жизнеутверждающий подзаголовок как бы намекает, что автор относится к той плеяде мыслителей (назовем тут хотя бы Стивена Пинкера, Мэтта Ридли или Питера Диамандиса), которые с разной степенью убедительности отстаивают мнение, будто современный мир вовсе не катится в тартарары, а уверенно и последовательно (пусть и с некоторыми заскоками) развивается в направлении безопасного и изобильного светлого будущего.

Впрочем, в отличие от упомянутых мыслителей, автор «Фактологичности» – не лингвист, не поп-психолог и не техинвестор: Ханс Рослинг (1948–2017) был известнейшим шведским врачом и специалистом в области медицинской статистики, профессором медицины Каролинского института (Стокгольм), одним из основателей шведского отделения «Врачей без границ».

Но не менее важна и другая, смежная сторона деятельности Рослинга: он великий просветитель, основатель фонда Gapminder, который борется с глобальным невежеством, пропагандируя фактологическую картину мира, причем «на языке, понятном каждому» (сооснователями фонда стали Ула Рослинг и Анна Рослинг Рённлунд, сын и невестка Ханса; они же указаны в качестве соавторов книги).

Понятно, что довольно большая часть «Фактологичности» посвящена медицине и эпидемиологической статистике. Вот наглядный эпизод из главки «Туберкулез и свиной грипп», относящийся к пандемии 2009 года. Речь тут, конечно, не о сравнительной опасности двух болезней, а о непропорциональном их освещении в СМИ:

Я сравнил количество статей с количеством жертв. За две недели от свиного гриппа умер 31 человек, и, как показал поиск по новостям в Google, появилось 253 442 статьи об этом. Получается, что на каждую смерть приходилось 8176 статей.

Я посчитал, что за те же две недели примерно 63 066 человек скончались от туберкулеза. Почти все они жили на первом и втором уровнях [глобального экономического развития. – Republic], где туберкулез по-прежнему убивает множество людей, хотя сегодня он и поддается лечению.

Однако туберкулез заразен, а его штаммы могут становиться резистентными, что способно привести к гибели большого количества людей с четвертого уровня. На каждую смерть от туберкулеза приходилась 0,1 статьи. Каждая смерть от свиного гриппа получила в 82 000 раз больше внимания, чем каждая не менее трагическая смерть от туберкулеза.

В 1979–1981 годах Ханс Рослинг работал окружным врачом в Накале (Мозамбик); он был единственным доктором на огромной территории (даже сегодня, по данным The Economist, в странах тропической Африке один врач приходится на 5000 человек – в отличие от 300 человек в среднем по ЕС).

Мы выбрали для публикации главу, в которой Рослинг открывает прежде не описанную паралитическую болезнь (сегодня она называется конзо) и рассказывает о том, к чему могут привести панические и избыточные карантинные меры.

Дисклеймер: редакция журнала «Книги» ни в коем случае не подвергает сомнению принципиальную необходимость карантина и призывает читателей прилежно соблюдать его. Берегите себя и тех, кто рядом!