На фронте борьбы с эпидемией коронавируса – ну, раз уж президент предлагает военную терминологию – продолжаются бои местного значения; в них вовлекается все больше и больше людей, кто-то наступает, кто-то отступает и начинает вести партизанскую войну.

Отступила со стратегических рубежей РПЦ: патриарх Кирилл сдался и провозгласил о закрытии храмов на Пасху. Еще в конце марта церковь отказывалась признавать постановления региональных властей о запрете на посещение храмов, но к середине апреля ситуация изменилась – возможно, на нее повлияли новости о заражениях клириков, возможно, надавили светские власти, но так или иначе предстоятель призвал паству воздержаться от посещения храмов в главный христианский праздник, совершая молитву дома и наблюдая за богослужениями по видеотрансляции.

Более того, «верующие, оставшиеся дома, могут совершить благословение куличей и пасх дома», говорится в сообщении патриархии; для этого нужно трижды пропеть пасхальный тропарь и окропить куличи святой водой. РПЦ благословляет людей совершать церковные обряды без участия священников – прямо что-то протестантское. Если так пойдет дальше, то, чего доброго, разрешать придется и проведение таинств силами самих прихожан на дому – так и свершится наконец в православной церкви реформация «сверху».

Обосновывается запрет распоряжениями светских властей далеко не высшего уровня. Столичное управление патриархии, например, в письме архиереям ссылается на предписание главного московского санитарного врача «обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений, принадлежащих или подведомственных управлению патриархии», – вот это предписание и надлежит исполнять. Церкви на Пасху закрыл, получается, даже не президент или мэр, а всего лишь санврач, на языке которого церковь – это только «подведомственные строения и сооружения».