Александр Петриков специально для «Кашина»
В отечественных иерархиях Леонид Парфенов исторически проходит по категории медиа, и его фактический переезд в YouTube логично ставит его в один ряд с Юрием Дудем и, скажем, Алексеем Пивоваровым или Романом Супером – и с точки зрения зрителя, и с точки зрения (что, очевидно, крайне важно) рекламодателя, и с точки зрения власти. Впервые за десятилетия его формальный статус – «один из», но в этом есть некоторый абсурд, потому что Парфенов как был один, так и остался, и если искать в российских медиа фигуру, приблизительно равную ему по масштабу, то, очевидно, это будет не столько Дудь, сколько Эрнст с поправкой на то, что Эрнста судьба телевизионного гения унесла на министерскую должность, а Парфенова – а вот куда Парфенова?
Противопоставлять некрасиво, но так, по крайней мере, будет проще: Парфенов – анти-Эрнст, то есть один существует внутри власти, другой – всегда вне, один придумывает эстетику для государства, другой для общества, оба по нынешним временам выглядят довольно консервативно, но естественный консерватизм одного, всю жизнь привязанного к первой кнопке, приводит к утрате лидерства, другой же оказывается ну таким заслуженным ветераном в пространстве прогрессивной молодежи, не так чтобы учит, но обеспечивает преемственность и хранит традицию; так, наверное, было в шестидесятнические времена у писателей и поэтов с досталинским или хотя бы довоенным опытом. Парфенов – Эренбург или Слуцкий, Эрнст – Федин или Тихонов, все классики, но разница понятна, как понятна и разница эпох. Оттепели у нас нет, и альтернативное лидерство сейчас настолько же более весомо и значимо, как и политическая власть в неоттепельные времена. Это позволяет считать Парфенова (даже вне зависимости от того, что конкретно он говорит на текущие политические темы) фигурой прежде всего политической – из вообще всех публичных фигур нашей современности он один, у кого есть своя, отличная от той, которая есть сейчас, Россия, и Россию Парфенова легко опишет каждый, кто следит за его фильмами.