
Александр Петриков специально для «Кашина»
От редакции: Пребывающий на больничном главный редактор журнала «Кашин» Олег Кашин понимает, что это не дело, когда нет новых текстов, поэтому в день своего сорокалетия он предлагает вашему вниманию довольно объемную стенограмму беседы с шеф-редактором znak.com Дмитрием Колезевым, имевшей место некоторое время назад. Там про всё; почитайте!
Д. Колезев: Меня зовут Дмитрий Колезев, я вас приветствую. У нас сегодня необычный, нестандартный стрим, в нем впервые появляется гость. Я рад его представить, это русский журналист Олег Кашин. Олег Кашин живет сейчас в Лондоне, мне кажется, что это, возможно, сейчас самый русский человек в Лондоне, о чем мы сегодня еще поговорим. Если кто с Олегом не знаком вдруг (Олег, поправишь меня, я сейчас немножко расскажу): последние пару десятков лет ты работаешь в разных российских СМИ, начиная от «Комсомолки» в Калининграде, и что там еще дальше было? «Коммерсант» в Москве…
О. Кашин: Начиная от «Комсомолки» и заканчивая «Комсомолкой».
Д. Колезев: Да, к «Комсомолке» ты вернулся, только теперь на радио «Комсомольская правда», ну и сейчас еще «Репаблик», где практически каждый день у Олега выходят отличные, на мой взгляд, колонки, которые я с удовольствием читаю, и во многом поэтому подписан на «Репаблик». Но между этим был еще и «Эксперт», и «Известия», и, может быть, самое мне запомнившееся – журнал «Русская жизнь», а еще Олег – это такая большая настоящая энциклопедия русской и советской культуры, мне иногда становится страшно от объема его знаний по поводу этой культуры. Олег ведет ютуб-канал, где практически каждый день выходят стримы, и мне кажется, что здесь сегодня есть зрители с этого канала, я их тоже приветствую.
Мы с Олегом знакомы достаточно давно, я уже не помню, когда мы точно познакомились лично, но читаю я, наверное, года с 2003, еще в «Живом журнале» Олега Кашина, и он, конечно, на меня повлиял и с точки зрения профессиональной, и с точки зрения стилистической, и, может быть, даже мировозренческой, хотя иногда бывает, что читая какие-то тексты, посты или высказывания Кашина, я думаю, что вот здесь я с ним не согласен, но тем интереснее, было бы ужасно скучно жить в мире, где все друг с другом согласны. Я как раз лично ценю Олега за то, что он не вписывается ни в какие стандарты, ни в какие шаблоны, мне кажется, он не вписывается в оппозиционный шаблон, не вписывается в провластный шаблон, в либеральный, в националистический. Поэтому, мне кажется, Олег многих раздражает, потому что мы привыкли мыслить стереотипно, нам удобно впихивать того или иного человека в свой шаблон, а здесь не впихивается. Поэтому мне кажется, что Олег иногда многих бесит. Олег, нет у тебя такого ощущения?
О. Кашин: Естественно, я живу с этим ощущением. Спасибо тебе за все эти добрые слова, на самом деле я бы к ним добавил, что больше года ты был моим редактором, я писал для «Знака», самые светлые и теплые воспоминания. Действительно, это такой вечный спор, не знаю, насколько он кому-то интересен, можно ли считать журналистом человека, работающего в этом публицистическом жанре, потому что (насколько я наблюдаю за реакцией коллег и не коллег даже тоже, со стороны) есть общее мнение, что журналистом может быть только репортер. Я сам одно время придерживался этой философии, потом (не знаю, что было первично – мой отход от репортерской профессии или взросление) перестал так относиться к этому, и вообще сейчас воспринимаю как медиа что угодно, даже прогноз погоды тоже медиа, и любое публичное высказывание – это медиа, неважно, как оно донесено до людей. И ты правильно сказал, важную веху отметил в наших с тобой и отношениях, и биографиях: «Живой журнал», который был прототипом, наверное, всех социальных сетей, для, по крайней мере, части нашего общества, для той части, которая до сих пор наиболее активна, наиболее медийна. Живя в Англии, не очень интегрируясь в британскую жизнь, и сознательно, и какие у меня варианты в нее интегрироваться, при этом наблюдаю, конечно, какое здесь по сравнению с Россией значение имеют традиционные медиа – и бумажная пресса, и телевидение, эфирное классическое телевидение, и я понимаю с нашим двадцатилетним опытом существования в интернете и в соцсетях, что Россия на самом деле то ли вперед убежала как-то слишком от Запада, который еще сидит в той эпохе, когда тебе важно что на первой полосе в какой-то газете, либо наоборот – как раз распалась, одичала и находится в таком либертарианско-первобытном состоянии, когда действительно нет медиа как институции, и есть медиа, как совокупность людей, совершенно разных, кто-то хороший, кто-то плохой, кто-то спорный, и в этом мире мы живем, наверное, в этом мире я себя чувствую (нечем здесь гордиться) комфортно – в этом атомизированном мире разрозненных пользователей, разрозненных юзеров, потому что сегодня любая и партийность, и принадлежность к какой бы то ни было институции – это скорее минус.
Мы наблюдаем сейчас в реальном времени крушение газеты «Ведомости», очень трагическое, конечно, очень печальное, но также я в глубине души (сказать «злорадствую», наверное, будет слишком громко и некрасиво) испытываю смешанные чувства, потому что действительно вот этот островок условно западной прессы посреди разрушенной медийно (и культурно во многом) России выглядел чем дальше, тем лицемернее, потому что если у тебя вокруг нет лондонского сити, то и русское FT тебе издавать не нужно, и то, что его издавали так долго, вопреки уже всей реальности, это скорее было надругательством над естественным ходом событий, да, над естественным распадом. Тоже моя любимая мысль, не знаю, зачем я ее сейчас произношу, но, по крайней мере, может быть, чтобы задать какое-то настроение разговора. Да – распад, да – деградация кругом, да – одичание, и мы в нем присутствуем.
Д. Колезев: Этот распад в России или во всем мире?
О. Кашин: В России в большей степени все-таки. Был бы велик соблазн посмотреть свысока на Запад, и сам я регулярно на эту удочку попадаюсь, такой вечный спор, который неловко вести, поскольку да, мы, неважно где находимся телесно, все равно до сих пор принадлежим к российскому обществу, к нашей культуре в ее нынешнем виде, но не нам, наверное, учить, диктовать Западу. Но то, что происходит и сейчас в Америке, и шире если говорить, начиная, не знаю, правда, с чего, из последних таких реперных точек – Грета, которая вызывала споры до пандемии, еще какие-то вещи. Понятно, что мечта о Западе, как о каком-то образце – и моральном, и культурном, она распадается, тоже распадается, и, может быть, я совершенно этого не исключаю, это тоже наша внутрироссийская история, потому что мы неправильно его воспринимали, мы неправильно на него смотрели, может быть. Поскольку мы люди русские, не стоит утверждать, что да, действительно там все плохо. Там, наверное, все равно будет лучше, чем в России, но это не отменяет каких-то проблем и вопросов.
Д. Колезев: Этот распад образа или идеала, про который ты говоришь, он в чем заключается? В тех беспорядках, которые сейчас проходят в США? Или это началось раньше, что ты имеешь в виду?
О. Кашин: В самом общем виде я бы говорил о полевении западном, то есть, по сути, мир переживает новый 68-й год. Опять же: наш опыт, и действительно это моя любимая мысль, в которой я не нахожу, как правило, себе единомышленников, но все-таки; не очень нормально – с одной стороны есть действительно объективная ситуация, когда любой продвинутый, любой прогрессивный член российского общества, оказываясь (а кем еще ему быть?), будучи вестернизированным, смотрит на западную культуру, читает западные гуманитарные книги, и живет той парадигмой, а та парадигма все-таки не учитывает, игнорирует в силу либо высокомерия, либо даже ограниченности наш уникальный семидесятилетний опыт левой диктатуры. Очень трудно избегать параллелей с тем, что сегодня они переживают не свой парижский 68-й, а наш 17-й, потому что буквально те великие князья с красными бантами, про которых тоже мы любим вспоминать, действительно очень похожи на тех людей, которые сегодня встают на колени в Америке. Хотя я понимаю, что любой западный профессор, сиди бы он здесь с нами за столом, он бы сказал, что мы абсолютно заблуждаемся. У меня был такой маленький опыт, когда во время кампании Хиллари против Трампа я пытался написать в New York Times статью о российских выборах 96-го года, слишком похожа была кампания. На что мне американский редактор (не сказать, убедительно, но из серии «поскольку он так считает, значит, он прав, его территория») говорил «нет, нет, сравнивать нельзя, потому что тогда у России была зарождающаяся демократия, а у нас она зрелая», но мы видим эту зрелую, и большой разницы, в общем, не видим, поэтому тоже это как-то смущает, хотя, повторяю, могу быть неправ. Это очень токсичный разговор, потому что в нем очень легко сорваться куда-то туда, в политолога Маркова или еще какую-то Russia Today, а этого тоже совершенно не хочется, как ты понимаешь.
Д. Колезев: Согласен. У меня маленький вопрос про протесты и хочется обсудить один небольшой скандал (извини, что про это говорю), который с тобой в последнее время, как я понял, связан, – это пост мема про Мартина Лутера Кинга…
О. Кашин: Ой, да, это удивило.
Д. Колезев: На тебя, кажется, обиделись опять все кто можно. Кто не знает, поясню: картинка с надписью «Мартин Лутер Кинг», где изображен чернокожий грабитель магазинов в окружении коробок с кроссовками и всем таким прочим…
О. Кашин: Тоже поясним, что «лутинг» – это мародерство, и это игра слов.
Д. Колезев: Да. Олег запостил это в твиттере, не ты рисовал эту картинку, я подозреваю…
О. Кашин: Да, разумеется, она ходит по интернету, по русскому интернету, что характерно, я думаю, что она русская картинка.
Д. Колезев: В чем здесь противоречие? Как я понимаю – спор о чем можно шутить и о чем нельзя шутить. Или нет?
О. Кашин: Да, разумеется, и мне казалось (чем удивителен этот спор), что вот эта социальная группа, эта категория граждан, она как раз чужда всей этой и кадыровщины, и ветеранщины, и обид на карикатуры на пророка…
Д. Колезев: Эта социальная группа – это кто?
Кашин - уже не торт )) Мне нравится, как Кашин стареет. Появилась глубина и зреет некая мудрость. С днем рождения, Олег! Удачи. И как всегда блестящ Колезев.
Странно слышать про "государствообразующий народ" в государстве, которое создал Сталин :-)
Но это же не говорит о том, что надо смирится и перестать бороться?
Говорит. Здесь только личности, и только хардкорные. А дальше по Шекспиру - "Истлевшим цезарем ( владвладимычем ) от стужи заделывают дверь снаружи ... "
Все-таки формат стенографирования беседы непоправимо скучен. Может быть, дело в собеседнике, может, в выбранных темах, но этой беседе однозначно помог бы редактор.
-
Журналист...репортер...
Человек пишет, это привлекает внимание тысяч людей, а значит, он в какой-то степени владеет их умами - какая-то часть лобной доли или гипоталамуса этих людей постоянно находится во власти такого писателя.
Это налагает определенную ответственность. Делясь своими мыслями о мире, современные властители дум говорят обо всем так, как если бы говорить обо всём было действительно можно. Но они заблуждаются.
Считать так является профессиональной деформацией человека, размышляющего на злободневные темы, и этот изъян не только не позволяет ему трезво смотреть на вещи, но приводит к результатам, прямо противоположным тем, к которым стремится такой мыслитель.
Понятие табу является неотъемлемой частью представлений о жизни и смерти. Возникнув раньше, чем человек научился говорить, табу никуда не исчезли и теперь, когда человек говорит слишком много.
Почему нельзя жениться на сестрах? Потому что результат будет плачевный. Это не проявится сразу, но лучше даже не пытаться проверить обоснованность такого представления. Просто нельзя этого делать. Это табу.
Почему властителям дум нельзя ставить под сомнение обоснованность представлений других людей о жизни и смерти или, того хуже, насмехаться над ними? Потому что результат всегда будет печальным. Может быть сразу, а может, в отдаленной перспективе, но ни к чему хорошему это не приведёт.
Хотите поговорить о Гонгадзе, делайте это деликатно, как если бы его родственники стояли рядом и слушали. Хотите пошутить о Карбышеве и совсем не можете удержаться? Расскажите вашу шутку жене, маме или другу. Она не показалась им смешной? Это потому что они знают, что такими вещами не шутят. А вы по какой-то причине нет.
Устраивать сомнительные опросы о блокаде в эфире, публиковать карикатуры на людей, мысли о которых направляют жизни миллиардов на протяжении тысячелетий - это не имеет никакого отношения к свободе слова, но всегда имеет плохие последствия.
Попробуйте использовать delete чаще, чем enter, пошлите письмо с размышлениями на сомнительные темы сначала себе. Может быть, на следующий день вам не захочется делиться ими с тысячами незнакомых людей.
-
Табу - это предупреждение о смерти. Нарушение табу стремительно приближает к ней. Единственный способ отдалить наступление таких последствий - сделать нарушение табу неповторимым произведением искусства.
Журналистика, хотя и развлекает людей, но к искусству не имеет никакого отношения.
Русский писатель Олег Кашин - ни в одном слове нет неправды. Пишет хорошо, человек не злой. Про свой национализм говорит декларативно, в самых общих словах о языке и самоощущениях - это нормально. А когда говорит о захвате Крыма и продвижении "русского мира", "защите русских на чужих территориях" - это уже напрягает.
Если раньше за границей узнавали, что ты русский, то начинали говорить о Толстом, Достоевском, Улановой, Гагарине...
Теперь ассоциации прямые: русские - это захват Крыма, война на Украине, в Грузии, Сирии, Ливии, МН-17, убийства и террор на территориях "партнеров"...
Олег, у вас огромный талант, если вы направите его таким образом, что будете оправдывать русскостью ту политику, которую ведёт Путин, то никто не будет вас называть русским писателем. Максиму - "писатель Путина", а это звучит как непристойность.
Будьте, пожалуйста, русским писателем.
Олег, с Днём рождения! Огромное спасибо за ваши тексты, тексты свободного человека, пишущего о свободе для свободных людей! Благодаря вам, я и множество других русских людей избавляемся от липкого страха, вбитого в нас советской школой, что низзя выгораживать свою русскость, что упаси Б-же русскому сказать «это наша земля». Благодаря вам «русский националист» это синоним слова русский интеллектуал. Спасибо за эти слова:
«ты не заставишь татарина говорить, что я не татарин, я россиянин, он татарин и он будет татарином, чеченца не заставишь, якута не заставишь, калмыка не заставишь, бурята. Почему-то только русский не может говорить, вернее может, но ему на это скажут «фу, национализм»;
«Пока российский чеченец не отказался от того, что он чеченец, странно российскому русскому отказываться от того, что он русский».
Не подскажете границы исконно русского государства, а то не очень понятно о каких русских идет речь, что у вас, что в статье?
И какова национальная идея этих русских? Восстановление СССР, сделать всех русскими еще раз (прошлый раз очень старались но вышло не очень)?
1) границы исконно русского государства определяются русским населением, исторически проживающим внутри этих границ, это же логично?
2) о каких русских идет речь, что у вас, что в статье? Так прочтите текст Кашина ещё раз. Он же пишет, русский - это тот, кто сам себя считает русским. Если вы про «черепомерки», то это к нацистам
3) какова национальная идея этих русских? Возрождение русской нации. Что бы русский имел в России прав не меньше, чем татарин в Татарстане или чеченец в Чечне, чем еврей в Израиле или японец в Японии,
4) Восстановление СССР никак нельзя признать национальной идеей русских. Именно в СССР целенаправленно уничтожалась русская нация. Наберите в гугле термин «коренизация», почитайте. Перед вами развернутся врата ада.
5) сделать всех русскими еще раз (прошлый раз очень старались но вышло не очень)? Вы про что? Прошлый раз - это когда и как? Буду рад ответить на ваш вопрос, если он будет задан корректно
1. Это вы определение сказали, а где физически эти границы? Вот в СССР думали, что границ вообще нет.
2-3-4. Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к власти (и старой и новой) с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала XX века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться - это цитата из вики.
5. Вот есть такой Королев, отец русской космонавтики. У него сперва в документах написано "украинец" а потом - "русский". И это не единичный случай в СССР, когда записывали в русские, широко было использовано например после войны. Как думаете, почему так?
По поводу вашей попытки оправдать русофобскую «коренизацию» какими то высшими интересами большевизма, могу только одно сказать: вы продолжайте, не стесняйтесь. Приложите эту же кальку к холокосту. Обоснуйте геноцид евреев тем, что нацистам были нужны деньги евреев, их жилища и их бизнес. Попробуйте, у вас получится.
По поводу Королёва. Ваш пример как раз идеально характеризует «коренизацию», частью которой была «украинезация», то есть государственная программа геноцида русских на Украине, принятая на X съезде большевиков, когда русских заставляли записываться украинцами, говорить на украинском. Очевидно, что русский Королёв, как только для него это стало возможным в силу его, скажем так, административного роста и неизбежного обрастания связями, немедленно сменил документы на настоящую свою национальность. Да и к тому времени политика «украинезации» русского народа была признана большевиками неактуальной, в связи с достижением своей цели - хребет русского народа был уже сломлен. И ещё на тему якобы украинства Королёва. Вам самому не кажется странным в таком случае профессия его отца - преподаватель русской словесности?
Прям сводки Новороссии )
Вообще я имел ввиду
"настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к власти (и старой и новой) с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала XX века"
Ну да ладно, вашу лично идею я понял, спасибо
Новороссия в 1921 году? Как то вы на сотню лет ошиблись ))) Поймите, любой «заукраинец» - это сталинист. Прочтите выступление Джугашвили на X съезде РКП(б) в 1921 году:
«Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор ещё преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы. Лет 40 тому назад Рига представляла собой немецкий город. Но так как города растут за счет деревень, а деревня является хранительницей национальности, то теперь Рига — чисто латышский город. Лет 50 назад все города Венгрии имели немецкий характер, теперь они мадьяризированы. То же можно сказать о тех городах Украины, которые носят русский характер и которые будут украинизированы, потому что города растут за счет деревни. Деревня — это хранительница украинского языка, и он войдет во все украинские города как господствующий элемент».
В результате украинезации к 1930 г. на Украине оставалось только 3 большие русскоязычные газеты. Сравните с 95-ю в 1924 году.
Ну и куда же большевикам-украинцам без репрессий?
В июле 1930 года президиум Сталинского (ныне Донецк) окрисполкома принял решение «привлекать к уголовной ответственности руководителей организаций, формально относящихся к украинизации, не нашедших способов украинизировать подчинённых, нарушающих действующее законодательство в деле украинизации».
Так что ваш сарказм это очень плохая защита от беспощадных исторических фактов.
Я вам объясню проще, без сомнительных цитат. Цивилизационный проект "русский мир" банкрот, от него бегут при первой возможности, потому что он не приносит ничего кроме нищеты и страданий как самих русских так и населения тех мест, куда они пришли как завоеватели.
И именно это причина "русофобии вот этой всей". И именно поэтому я спросил про границы национального государства, но судя по всему их просто нет, есть набор завоеванных разным способом территорий, где местное население не хочет в "русский мир" просто по причине банальной выживаемости.
Позвольте по порядку?
1) По какому критерию вы проводите сегрегацию между цитатами «сомнительными» и «несомнительными»? Те цитаты, которые рушат привычный и уютный для вас мираж, который вы считали ранее реальностью, это «сомнительные»? Критерий «сомнительности», это не несоответствие истине, а то, что вам такая истина не нравится? Ну ок, волшебный мир любителей теории плоской Земли на расстоянии вытянутой руки от вас.
2) Да, вы полностью правы, что «границы национального государства есть набор завоеванных разных способом территорий». Но только эта истина не только про русских, она касается ВСЕХ наций. Сравните нынешние границы Израиля и те, которые были отведены ООН. Прочтите, как Техас стал частью США, а Шотландия частью Великобритании.
3) Далеко не всегда местное население не хочет в «русский мир». Некоторые так очень хотят. Крым, например.
Решил не продолжать дискуссию, смысла нет одни эмоции. Спс
Кашин мне напоминает фильм "Тайна воды". Так же словоблудно и бессмысленно.
С днём рождения, наилучшего!