Александр Петриков специально для «Кашина»
Чтобы с самого начала задать правильный экспертный тон, будем исходить из того, что особой разницы между скандинавскими культурами мы не видим, и вспомним понятно какую датскую сказку, на которой у нас воспитано несколько поколений – мы знаем из этой сказки, как трудно произнести вслух даже самую очевидную вещь, если она противоречит сложившемуся консенсусу. Андерсен предположил, что в атмосфере тотального лицемерия и лжи только невинный ребенок сумеет сказать, что король голый, и странно, что никому раньше не пришло в голову вывести из андерсеновского допущения такой простой парадокс – короля, допустим, остановит ребенок, но кто тогда остановит ребенка?
Кто не хочет датскую сказку, пусть выберет шведскую (кстати, был же недавно и у нас популярен детективный роман про современных шведов, в котором их самые успешные внешне семьи хранят самые отвратительные тайны вплоть до инцеста и убийств) – да и какая, к черту, разница. Триумфальное шествие Греты Тунберг отвратительно эстетически, этически, политически. Никсель-Пиксель глобального масштаба – она на вас будет орать, но отвечать вы не смейте, разве вас не пугают тающие ледники в горах и пластиковые острова в мировом океане, вы что, планете гибели желаете? Не хотите, как в еще одной системообразующей сказке, помочь детям Германии?
От Греты веет даже не уютным совочком с Самантой Смит и Катей Лычевой (стоит спросить у старшего поколения – спорило ли оно на кухнях о Саманте, обсуждало ли ее в том духе, что какая молодец девочка – за мир борется) и не романтическим Парижем шестьдесят восьмого года, а жутчайшим Китаем конца шестидесятых или даже Кампучией – сейчас это чудовище с оловянными глазами тюкнет вас по темечку мотыгой во имя правого дела и, не вытирая крови с френча, уползет в свои джунгли к пронумерованным братьям, точный поименный список которых и полвека спустя восстановить не удастся. Тоталитарная этика, тоталитарная культура – казалось, двадцатый век мог бы научить человечество распознавать эту мерзость на стадии зарождения, но, судя по всему, человечество умеет реагировать только на свастику или на серп и молот, а если косички, то человечество теряется – в самом деле, в шпаргалке на экзамене по истории про косички ничего не было.