9 августа должны состояться выборы президента Белоруссии. Излюбленной стратегией Александра Лукашенко, находящегося в этой должности уже 26 лет, всегда был недопуск на выборы сильных оппонентов. Но в своей шестой президентской кампании диктатор, растерявший значительную долю популярности, столкнулся не только с сильными оппозиционными кандидатами, но и с масштабными уличными протестами. Впрочем, отдавать власть Лукашенко не собирается. Президентская кампания уже отметилась разгонами протестов, масштабными арестами оппозиционеров, кампаниями по дискредитации основных кандидатов и заведением уголовных дел на двух из них. Но сможет ли надоевший своему народу президент вечно опираться на силовиков?
(Не)регистрация кандидатов
Из семи кандидатов, продолжавших президентскую кампанию, 14 июля были зарегистрированы пять. ЦИК отказал в регистрации двум самым сильным оппозиционным кандидатам: экс-главе «Белгазпромбанка» Виктору Бабарико и бывшему директору Парка высоких технологией Валерию Цепкало.
Бабарико не был зарегистрирован по причине якобы иностранного финансирования избирательной кампании, запрещенного законом. 18 июня он был арестован вместе с сыном Эдуардом, возглавляющим избирательный штаб отца. Бабарико-старшего обвиняют в отмывании денег, даче взятки и уклонении от уплаты налогов, последнее вменяют в вину также сыну кандидата. В «Белгазпромбанке», который Бабарико возглавлял 20 лет, прошли обыски, были задержаны около 20 человек, в том числе топ-менеджеры банка.
Цепкало не зарегистрировали из-за недостатка подписей: ЦИК признал действительными только 75 тысяч из 160 (необходимо 100 тысяч). Также ЦИК заявил, что Цепкало неверно указал данные в декларации о доходах. 29 июня МВД Белоруссии заявляло о проверке «противоправной деятельности Валерия Цепкало», однако дело против него на настоящий момент не заведено.
Из ярких оппозиционных кандидатов была зарегистрирована только Светлана Тихановская, жена популярного блогера Сергея Тихановского, которого сняли с выборов еще 15 мая. Он находился в тот момент под арестом за участие в несанкционированной акции против углубленной интеграции с Россией в декабре 2019 года, а документы подавала его жена. В конце концов, Светлана выдвинулась вместо мужа.