Демо-день совместного акселератора Сбербанка и 500 Startups. Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Демо-день совместного акселератора Сбербанка и 500 Startups. Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

В том, что пандемия ударила по венчурному рынку, уверены 97% инвесторов, опрошенных Telegram-каналом ProVenture. В США на это указали 83% респондентов 500 Startups, при этом CB Insights сообщает, что объем финансирования частных компаний с начала пандемии упал на $28 млрд. О том, как развивается отечественный венчурный рынок и какие стартапы сейчас могут получить финансирование в первую очередь, рассказывает Виталий Полехин – президент международной организации инвесторов INVESTORO, руководитель Клуба инвесторов «Сколково», эксперт программы MOOVE от бизнес-школы Сколково и МТС, один из первых бизнес-ангелов и венчурных инвесторов в России.

– Как пандемия отразилась на поведении инвесторов, вкладывающих в российскую экономику?

– Меньше пострадали (это очевидно): онлайн-развлечения; онлайн-образование; сервисы доставки; цифровое здравоохранение (телемедицина и пр.); определенные сервисы удаленного взаимодействия; программное обеспечение для бизнеса; все, что касается автоматизации. Больше – туризм, развлечения, спорт, отели, рестораны. Но после завершения изоляции все сферы сильно изменятся. Инвесторы это называют дизрапшн – взрывное изменение. Сейчас ключевой фокус инвесторов на стартапы, которые будут дизраптить пострадавшие сектора. Идет поиск проектов, которые очень вырастут.

– Какими характеристиками должен обладать стартап после пандемии, чтобы заинтересовать инвестора?

– Возьмем онлайн-образование. Раньше его недочеты внимания не получали, потому что их замечали единицы. Сейчас, когда онлайн-образование ушло в массы (все начали так учиться), повысился на него спрос и появилась потребность в шлифовке этих недочетов. До изоляции стартапы с такими идеями не были востребованы, потому что работали на единичных пользователей. Сейчас онлайн-образование – это стандарт, поэтому они выстрелят.

Вещи, которые выглядели незначительными, стали нужны большему количеству людей. Инвесторы ищут стартапы, которые эти проблемы решают. Не вкладывают деньги в такие вещи, актуальность которых сейчас спорна. Есть проекты, которые инвесторы рассматривали бы до пандемии, а сейчас нет, потому что они решают проблему, не имеющую сегодня большого значения.

Есть, например, стартапы в области туризма, аренды, продажи недвижимости. Они были востребованы да пандемии, и, может быть, потом их тоже можно рассмотреть, чтобы инвестировать. Но если эти стартапы все-таки не меняют, а начинают делать по старой модели, то инвестор предлагает обсудить это когда-нибудь потом. Потому что сейчас есть более актуальные вещи. Например, фондовый рынок, где точно можно зарабатывать.

– Какие топ-3 сферы вы бы выделили лично для себя – куда точно бы сейчас проинвестировали и наоборот?