Входная дверь в магазине одежды. Москва, лето 2020 года

Входная дверь в магазине одежды. Москва, лето 2020 года

Мария Покровская

Эпидемия коронавируса, остановившая работу практически всех предприятий в апреле, быстро заставила бизнес думать не о чистой прибыли, а о выживании. Об ухудшении финансовых показателей заявили 85% опрошенных центром НАФИ компаний, при этом 73% остро нуждаются в государственной поддержке. В организациях со штатом до 100 человек пострадали 87% предпринимателей. В восстановление в течение года верят 43% респондентов, а 14% делают ставку на 2–3 года. Причем компании, которые пережили не один финансовый кризис (созданы до 2010-го), склонны давать более негативные прогнозы. Все это остро поставило вопрос оптимизации расходов и экономии.

Изменения в кадровом составе

Компании, для которых пандемия стала практически смертным приговором, для выживания могли сделать только одно – уменьшить число сотрудников. Меньше расходов на заработную плату, больше возможностей пустить свободные средства в аренду и обслуживание. Так, в гостиничном бизнесе и сфере общественного питания сотрудников увольняли в среднем 34% компаний, в то время как в других отраслях – 18%.

Показательным может быть пример Airbnb: в мае штат сократили на 25%, уволив почти 1900 сотрудников из 7500, потому что выручка 2020 года ожидается в два раза ниже, чем в 2019-м. При этом в апреле компания сэкономила еще и на отмене бонусных начислений за 2020 год, а также снизила заработную плату для руководства.

По мнению Михаила Чуракова, директора центра социологических опросов «Социальная Механика», это не самый разумный вариант экономии, потому что он способен привести к дополнительным убыткам. «Маркетинговое агентство выводит в отпуск администратора, одного аналитика, сокращает ставку и время работы продажника. Экономия за два месяца – 190 тысяч рублей (по 95 тысяч за месяц). Однако за этот срок компания съедает имеющиеся заказы, привлекает вместо привычных 8 заказов – 2 (потеря 75%, при потерях у аналогичных компаний 50%). Теряет оставшихся двух аналитиков. Итог: недополученная прибыль, утрачен уникальный персонал, сокращено присутствие на рынке. Бизнес в кризисе», – рассказывает Чураков

Меньший удар наносит отказ исключительно от услуг специалистов, без которых на данный момент или в целом можно обойтись. Преимущественно это HR-агенты. «Благодаря реструктуризации мы отказались от ненужных трат в области найма и хантинговых агентств: теперь все ключевые позиции закрываем с помощью нетворкинга нашей команды. Благодаря этому затраты на поиск новых сотрудников сократились более чем в два раза», – говорит Анатолий Сморгонский, CEO Gett в России.

Популярными для российского бизнеса стали и неоплачиваемые отпуска для сотрудников – так сделали 34% предпринимателей.