«Идет человек по Красной площади, беспорядочно размахивая руками. Его спрашивают: “Ты чего”? Отвечает: “Крокодилов разгоняю”. Ему возражают: “Так их ведь нет”. На что имярек парирует: “Потому и нет, что я их разгоняю”.
Анекдот этот вспоминается, когда слышу про разоблачение очередной партии “шпионов” нашими или не нашими контрразведчиками. Сразу оговорюсь, что в тексте ниже привожу примеры и наблюдения не только из собственной журналистской и дипломатической биографии, но также эпизоды давнего или недавнего прошлого, поведанные мне моими коллегами. Пожелавшими при этом остаться неназванными. Даже по имени. От греха подальше.
Измельчали и те, и другие
В советские времена за это (шпионаж в совокупности с предательством) в США сажали на электрический стул (как, например, супругов Розенберг), а в СССР ставили к стенке (как полковников ГРУ Олега Пеньковского и Дмитрия Полякова). Приговоренные к высшей мере – будь то у нас или у них – в массе своей “предавали родину” по идейным или, точнее сказать, идеалистическим соображениям. И при этом разведчики, они же шпионы тех времен, без преувеличения сказать, доставали для своих работодателей ценнейшую военную и военно-техническую информацию. Количество украденных ими секретов измерялось сотнями, а число провалов с обеих сторон единицами.
В нынешнем веке, судя по всему, эта пропорция перевернулась вверх ногами: секретов стали добывать много меньше, зато шпионов и их агентов – ловить намного больше. Да и шпионы, в том числе сбежавшие, явно измельчали. Работавший, как и я, в конце 70-х – начале 80-х годов в отделении ТАСС в Пекине Станислав Лунев, сбежавший за океан в 1992 году, предавший родину, “отеческие гробы”, друзей и детей, издал несколько лет назад “бестселлер”, нашпигованный байками о якобы подготовленных в разных местах Соединенных Штатов схронах ядерных зарядов и якобы разработанных в ГРУ планах отравить воды реки Потомак в случае военного конфликта между Россией и США. Что ж, пипл хавает, а ему, как онкологическому больному, нужны деньги, объяснился экс-полковник ГРУ Лунев.
“Выдавать на гора” все больше
В начале 2000-х количество выявленных у нас шпионов и их агентов измерялось несколькими десятками в год. В 2001 году, по данным тогдашнего директора ФСБ Николая Патрушева, было выявлено шесть российских и 44 иностранных гражданина – агентов иностранных спецслужб.
Дальше – больше. В январе 2003 года “Комсомольская правда” (текст выложен на сайте ФСБ) посетовала: “Более 130 наших соотечественников, продававших за “бугор” военные секреты, пойманы с поличным за последние 10 лет. Такого всплеска предательства страна не знала за всю свою историю”.
А теперь сравним с 2010-ми годами. “Всплеск” перерос в цунами. В течение 2018 года (за 2019 год данных пока нет), по словам Владимира Путина, было разоблачено 129 кадровых сотрудников и 465 агентов иностранных спецслужб, что в полтора раза выше уровня 2017 года и втрое превышает показатели 2011 года.
Получается, что за годы правления Путина, если верить официальным заявлениям, количество выявленных и “нейтрализованных” шпионов, в том числе завербованных иностранцами россиян, возросло, как минимум, на порядок.
А результатом этой, разрастающейся как раковая опухоль системы, Являются комичные госперевороты в Черногории и других местах, квитанции на такси, с адресом конторы, найденные в карманах доблестных разведчиков, паспорта с порядковыми номерами, переводы Вестерн Юнион, с адресом ГРУ и, как апофеоз - поездка Петрова и Боширова...
в общем то, на что у братьев Коэн фантазии не хватило.
Секретность очень удобная вещь для зарабатывания денег теми, кто этим занимается. В бытность начальником планового отдела строительного треста посылал секретную отчетность о строительстве по заказам оборонных министерств. Имел допуск, но за это не платили и дополнительный отпуск не давали. Самое смешное, что она параллельно шла и по несекретным каналам. В числе таких объектов были жилые дома, котельная, больница, были и строительство производственных корпусов. Сейчас эти заводы или прекратили свое существование, став банкротами, или пытаются выжить, потеряв до 70% своего персонала.
Вторая беда секретности, это практически запрет на переход оборонных технологий в гражданское производство. В США, в Европе, то, что получилось в создании техники для военных, быстро переходило в производство гражданской техники. У нас, как мне помнится, радиоприемники и телевизоры делали почтовые ящики (секретные заводы).
Если есть ведомство, которое ловит шпионов, шпионы обязательно будут. Закон наш позволяет любую информацию, переданную иностранцу, признать шпионской. В зоне высокого риска оказываются ученые в области физики, химии и техники. Кстати, в условиях секретности, защитить обвиняемых по шпионским статьям, практически невозможно. Ведь осудили у нас на длительные сроки ученых, которые к секретной информации допуска не имели. Возможно, что одна и та же информация существовала как секретная и как несекретная. Никто ведь серьезно этой проблемой не занимается.
А статья вообще о чем? Много слов и несвязанных друг с другом историй, которые вооьще мало имеют связь с заявленной тематикой. Глаза режут "википедийные истории" автора.