Взрыв на одной из улиц города в Нагорном Карабахе. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Взрыв на одной из улиц города в Нагорном Карабахе. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Похоже, война в Карабахе близка к завершению. По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, армия его страны взяла Шушу – важнейший со стратегической точки зрения город НКР. Без него Карабах окажется фактически отрезанным от снабжения и вряд ли сможет сопротивляться долго. Военные эксперты и дипломаты уже вовсю говорят о том, что единственный рациональный выход из положения для измотанных карабахских армян – капитуляция. Повернуть ситуацию против Азербайджана может лишь быстрое международное вмешательство, но надеяться на него не приходится.

Битва за Шушу

В октябре азербайджанская армия развернула успешное наступление на юге НКР и захватила уже без малого половину территории непризнанной республики.

Сначала азербайджанские войска наступали на юго-запад. Они заняли территории по границе с Ираном в долине реки Аракс и почти вышли к границе с Арменией. Однако в центральном Карабахе наступление замедлилось, а военное превосходство Азербайджана уменьшилось: более гористый рельеф и плохая осенняя погода затруднили применение азербайджанских беспилотников и дали преимущество армянской артиллерии.

Начались тяжелые бои. Азербайджанская армия безуспешно попыталась прорваться к Лачину (Бердзору) – городу, через который проходит шоссе, связывающее Армению и НКР. Армянам удалось остановить наступление в нескольких километрах от него. Судя по всему, сейчас этот участок дороги находится под контролем НКР.

29 октября азербайджанские войска повернули на северо-восток, и начали продвигаться по направлению к столице республики Степанакерту. На пути у них оказался город Шуша (по-армянски – Шуши), второй по численности населения в НКР. Азербайджанцам удалось взять город в полукольцо и 5 ноября выйти к его окраинам. Добиться таких успехов они смогли благодаря использованию небольших диверсионных групп, которые незаметно проникали в регион под прикрытием БПЛА и авиации.