Владимир Путин на днях внес новый законопроект, который внешне выглядит как попытка самоограничения: согласно нему, он теперь должен будет вносить кандидатуры глав ФСБ и СВР в Совет Федерации, где их будут неделю рассматривать. То есть, если раньше Путин мог просто назначить кого угодно на эти посты, то теперь вроде как не может – теперь он обязывает себя консультироваться с сенаторами, чуть ли не завися от их мнения.
Ранее, в ходе обсуждения и принятия поправок к Конституции и приведения законодательства в соответствие с ними, Государственная дума получила право участвовать в формировании кабинета министров, по поводу чего в провластных СМИ прямо сейчас наблюдается ажитация – думские партии сообщают, как они будут голосовать за того или иного министра, так как образовалось несколько вакансий.
Но что в реальности происходит? Действительно ли Путин ограничивает сам себя и делает процедуры назначения высших сановников более прозрачными, а саму структуру власти в России более демократичной?
Вопросы эти, конечно же, риторические: например, подписывая соглашение по Карабаху, Путин совсем забыл, что разрешение на ввод российских миротворцев куда-либо надо сначала запросить все у того же Совета Федерации. На это обратили внимание журналисты, но вовсе не сами сенаторы. И вся эта ситуация дает нам для понимания происходящего в стране гораздо больше, чем любые писанные законы: пока ничего не происходит, у Совета Федерации и Госдумы якобы имеется самый широкий круг полномочий. Но как только лично Путин решает что-то срочно предпринять, идея бежать в Совет Федерации его даже не посещает, что вовсе не удивительно: а кто и куда на него будет жаловаться? Утвержденные его канцелярией сенаторы в им же назначенный Конституционный суд? А зачем? Нет сомнений, что любые принятые лично Путиным решения будут признаны законными и легитимными всеми органами власти – потому что если бы там даже и появился какой-то дотошный и настойчивый человек, его бы быстро вычислили и лишили мандата, чтобы не омрачал собой торжественную симфонию власти.
«Когда б вы знали, из какого сора…»
Давайте посмотрим, как в Совете Федерации может оказаться сенатор, который бы, после внесения Путиным кандидатур двух важнейших для режима силовиков, решится выйти на трибуну и заявить, что лично он не поддерживает предлагаемые президентом кандидатуры глав ФСБ и СВР. Очевидно, что это точно не будет сенатор из числа тех, кого туда может назначить сам президент – потому что все назначенные президентом люди всегда во всем его поддерживают и по-другому не бывает.
Остаются два других пути появления в Совете Федерации сенаторов: или бунтовщика туда должен назначить кто-то из губернаторов, или же какое-то из региональных законодательных собраний.
Нельзя не напомнить, что губернаторы в России фактически назначаются президентом или как минимум согласовываются с ним и его аппаратом. Но даже если случился сбой системы и на выборах победил кто-то не тот, это еще не значит, что его представителем в СФ поедет смелый и решительно настроенный человек. Назначению сенатором предшествует долгое согласование и неудобные федеральной власти кандидатуры могут быть зарублены на разных этапах получения статуса. Кроме того, даже если какой-то условный Сергей Фургал и побеждает на выборах, он в большинстве случаев пытается выстроить с Кремлем рабочие отношения и точно не стремится усугубить свое положение назначением в довольно бессмысленный Совет Федерации раздражающих верховную власть сенаторов.
Мне кажется, что проблема гораздо глубже, чем поиск способов утилизации элиты. Наша государственная модель сформирована во многом под воздействием доминирующих фобий лично Путина, его сослуживцев и единомышленников. Путин по-прежнему остается офицером КГБ, выполняющим секретное задание. В 1985-1990 годах в процессе службы во внешней разведке в ГДР, он воочию видел, как разваливается одно государство (ГДР), а в 90-м, вернувшись в СССР, увидел крушение ещё одного. В 91-96 годах, выйдя в отставку, продолжал работать в мэрии Санкт-Петербурга. То есть был чиновником, а в то время чиновников сильно не любили. Вот вам генезис его фобий. Главное – это государство. Инакомыслить, значит раскачивать лодку и посягать на основы. А опора государства – чиновники, на них можно опереться, так как они обязаны выполнять указания. В 90-х, если встретится роскошный особняк, значит какой-то бизнесмен возвел, а сейчас хозяева особняков -- чиновники (или бизнесмены, работающие от чиновников). Путин не хочет знать, что чиновники (и силовики) добавленную стоимость в экономике не создают. Им управляют пережитые в 80-х и 90-х страхи госслужащего остаться без работы и глубокое сочувствие этим страхам -- «своих не сдаём». Ещё доминирующий страх Путина -- увидеть на улицах миллионы протестующих, которые заявят: «мы здесь власть».
При всех страхах о своём кармане заботится без ограничений. Собственные ценности президент успешно навязывает обществу и своим подчинённым. Вот социология (исследования 2019 года). Начиная с 2003 г. доля госслужащих, пришедших работать ради общественного блага, сократилась с 38 до 17%. Зато с 19 до 42% выросла доля тех, кто намеревался повысить свое благосостояние, и с 14 до 69% – занять престижное место в обществе. Да и все ли сказали правду в этом анонимном опросе?
Бюрократия плодит бюрократию, поскольку любит учреждения, в которых она работает. Правда, слово "работает" не очень здесь подходит, точнее будет сказать - служит. В этой управленческой системе хороший чиновник появиться не может в принципе, поскольку своей успешной деятельностью будет служить укором безделью и бездарности основной массы. Даже хорошие нововведения постепенно начинают деградировать, в этом убедился, наблюдая работу МФЦ.
Другая беда от этой прорвы чиновников - это их административный зуд. Чтобы оправдать свое существование они постоянно производят законы и инструкции, в которых сами не разбираются, поскольку никогда ничем толком не занимались. Однако людей, которые действительно работают, от этих законов тошнит, поскольку они вынуждены заполнять кучу ненужных бумаг, что отнимает у них массу времени и не позволяет хорошо работать. Однако работники и специалисты полностью отстранены от принятия решений, с ними никто не считается, для чиновников они люди второго сорта.
Не надо никаких внешних врагов, сами наши чиновники задушат страну в своих объятьях. Создав якобы властную вертикаль, Путин уже и сам не понимает, как она работает, хотя порой бывают удивлен неисполнением своих указаний. Однако неисполнительность его не печалит, он ведь не страдает от нее. Зато народ верит, что царь - хороший, а бояре - плохие. Время от времени народ ликует, когда какого-нибудь боярина ставят на правёж. Потом на место одного изгнанного чиновника приходит два, а вот число специалистов, работающих "на земле" сокращается. Врачей в нашем довольно большом городе стало намного меньше, некоторые специалисты просто исчезли. Зато сколько бумаг заполняется, когда на прием приходит пациент. Главное, при заполнении бумаг, доказать потом, что больной умер правильно.
Вот она - реальность. В этой схеме государственного устройства путинской России нет ни одного элемента, способствующего развитию и прогрессу, это как болото, булькающее всплывающими пузырями газа, в котором тонет всё, кроме дерьма.
Булькающая бессмысленными речами голова главного "колдуна" и его бесчисленных бесов, на одних действует успокаивающе - тех, кто "вписан" в структуры болота и кормится газовыми "выхлопами", а всё большую часть населения - раздражающе. Затхлость и бессмысленность жизни подавляющей части населения накладываются на скукоживающуюся бюджетную часть, достающуюся плебсу, и перспектива только одна - тупик.
Элитка не утилизируется, к сожалению, хотя вполне достойна утилизации - минимальной пенсии при выходе в "тираж". Надеюсь, что это так и будет.
Еще в 2000 году я говорил, что выбрали крысу, которая всех сожрет. Но народу нравится, особенно бабам, вспомните: "Мама, я Путина люблю". Пусть хлебают говно полной ложкой. Демократия начинается с малых полисов, в России такое зарубили в Новгороде и Пскове еще в 16 веке, так и не оправились. Судьба такая у страны
статья - идеальный шторм.....едростроительство - не порождение неронщины, это - чистейшая неронщина, властный эффект свидетеля (синдром Дженовезе) и распределение ответственности между персоналиями и группами, в результате чего уровень ответственности каждого упыря отдельно становится ниже...вождь, мысленно, у себя в мозжечке и в реальности - в круговороте переназначений и тотальной коррупции, радикально понижает собственную ответственность....он это понимает...процесс понимания может длится десятилетия, точнее до 40 млн голодного стада. это критическая цифра.
кстати, к этому времени мы останемся сами с собой,,,,,,,,,,,,,,,,
Я бы сказал - скорее переработка, чем утилизация )) Технология практически безотходная. Потому и объём постоянно растёт - новые кадры поступают, а старые никуда не деваются, за редким исключением.
Армейская мудрость: "Чем бы солдат не занимался, лишь бы зае***ся".
- Требую до обеда убрать весь снег, иначе он растает сам.
Вполне логичная картина нашего политбомонда. Грустная, конечно, но реальная. И нет тут ни будущего для страны , ни надежд на перемены - только движение к очередной революции и развалу страны.
Надежду на перемены оставляет тот факт, что они, перемены, имеют свойство приходить без разрешения. Как минимум один невесёлый сценарий нашей стране хорошо известен: «русский бунт- бессмысленный и беспощадный..»
Блестящая метафора :)
А по существу - уже давно известно, что бюрократический-полицейский-контрольный аппарат в стране невероятно раздут и в силу этого катастрофически неэффективен, при этом генерит ненужные расходы на поддержание своей бессмысленной жизнедеятельности и тормозит развитие страны имитацией бурной деятельности, а зачастую и создавая вполне реальные проблемы выжившим вопреки всему предпринимателям.
Управление симулякрами требует даже большей энергии и фантазии, чем просто управление реальной экономикой
Зато не требует образования и реальных знаний и компетенций
Фёдор, спасибо. Основная мысль очень интересная и, на мой взгляд, абсолютно правильная. И название качественное «утилизация элит». Думаю, теперь в моём словаре к слову квазиэлита прибавиться утильэлита.
Но вот нашёл недочёт в статье в последнем предложении. )) После слова слушали надо добавить «воодушевлённо записали», а в самом конце приписать «и захлопали от восхищения».