Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Владимир Путин на днях внес новый законопроект, который внешне выглядит как попытка самоограничения: согласно нему, он теперь должен будет вносить кандидатуры глав ФСБ и СВР в Совет Федерации, где их будут неделю рассматривать. То есть, если раньше Путин мог просто назначить кого угодно на эти посты, то теперь вроде как не может – теперь он обязывает себя консультироваться с сенаторами, чуть ли не завися от их мнения.

Ранее, в ходе обсуждения и принятия поправок к Конституции и приведения законодательства в соответствие с ними, Государственная дума получила право участвовать в формировании кабинета министров, по поводу чего в провластных СМИ прямо сейчас наблюдается ажитация – думские партии сообщают, как они будут голосовать за того или иного министра, так как образовалось несколько вакансий.

Но что в реальности происходит? Действительно ли Путин ограничивает сам себя и делает процедуры назначения высших сановников более прозрачными, а саму структуру власти в России более демократичной?

Вопросы эти, конечно же, риторические: например, подписывая соглашение по Карабаху, Путин совсем забыл, что разрешение на ввод российских миротворцев куда-либо надо сначала запросить все у того же Совета Федерации. На это обратили внимание журналисты, но вовсе не сами сенаторы. И вся эта ситуация дает нам для понимания происходящего в стране гораздо больше, чем любые писанные законы: пока ничего не происходит, у Совета Федерации и Госдумы якобы имеется самый широкий круг полномочий. Но как только лично Путин решает что-то срочно предпринять, идея бежать в Совет Федерации его даже не посещает, что вовсе не удивительно: а кто и куда на него будет жаловаться? Утвержденные его канцелярией сенаторы в им же назначенный Конституционный суд? А зачем? Нет сомнений, что любые принятые лично Путиным решения будут признаны законными и легитимными всеми органами власти – потому что если бы там даже и появился какой-то дотошный и настойчивый человек, его бы быстро вычислили и лишили мандата, чтобы не омрачал собой торжественную симфонию власти.

«Когда б вы знали, из какого сора…»

Давайте посмотрим, как в Совете Федерации может оказаться сенатор, который бы, после внесения Путиным кандидатур двух важнейших для режима силовиков, решится выйти на трибуну и заявить, что лично он не поддерживает предлагаемые президентом кандидатуры глав ФСБ и СВР. Очевидно, что это точно не будет сенатор из числа тех, кого туда может назначить сам президент – потому что все назначенные президентом люди всегда во всем его поддерживают и по-другому не бывает.

Остаются два других пути появления в Совете Федерации сенаторов: или бунтовщика туда должен назначить кто-то из губернаторов, или же какое-то из региональных законодательных собраний.

Нельзя не напомнить, что губернаторы в России фактически назначаются президентом или как минимум согласовываются с ним и его аппаратом. Но даже если случился сбой системы и на выборах победил кто-то не тот, это еще не значит, что его представителем в СФ поедет смелый и решительно настроенный человек. Назначению сенатором предшествует долгое согласование и неудобные федеральной власти кандидатуры могут быть зарублены на разных этапах получения статуса. Кроме того, даже если какой-то условный Сергей Фургал и побеждает на выборах, он в большинстве случаев пытается выстроить с Кремлем рабочие отношения и точно не стремится усугубить свое положение назначением в довольно бессмысленный Совет Федерации раздражающих верховную власть сенаторов.