unsplash.com

Результаты немалого числа современных научных исследований при повторных попытках получить схожий эффект оказываются неточными, спорными, а то и вовсе ошибочными. Частные методологические недостатки перерастают в системную проблему, известную как кризис воспроизводимости, или репликации (replication crisis).

Возможно, кризис – чересчур сильное слово. Но в данном случае оно не вводит в заблуждение. Ведь при развитии тревожной тенденции под сомнение неизбежно ставятся уже не фрагменты, а вся мозаика научных изысканий. «Реальная опасность заключается в том, что когда каждое исследование представляет собой лишь очень слабый отголосок научной истины, наука становится все менее и менее продуктивной, – справедливо отмечал колумнист Bloomberg Ноа Смит. – Для подтверждения каждого результата требуется все больше исследователей и все больше исследований. Этот процесс может быть одной из причин того, что новые идеи становятся все более дорогостоящими».

Почему же достоверность научных выводов часто оказывается уязвимой? В своей книге «Искусство статистики. Как находить ответы в данных» (вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер») Дэвид Шпигельхалтер, один из самых авторитетных британских статистиков, объясняет, что именно питает кризис воспроизводимости. По мнению автора, частью проблемы является недобросовестность либо ненадлежащая строгость в работе с данными, а иногда просто недостаточно высокие этические барьеры, ограждающие исследователей от соблазнов получения искомых результатов. Впрочем, не только это.