Варвара Шмыкова. Фото: wikipedia.org

Варвара Шмыкова. Фото: wikipedia.org

Фото актрисы Варвары Шмыковой, ранее поддержавшей в социальных сетях Алексея Навального, недавно удалили с сайта театрально-культурного Центра имени Мейерхольда. «Мы временно закрыли страницу Варвары, а в связи с чем, не буду объяснять», – прокомментировала директор театра Елена Ковальская, уточнив, что актриса продолжит работу в постановках. Днем раньше телеграм-канал «Антиглянец» сообщил, что актрис Александру Бортич и Яну Троянову, которые также поддержали оппозиционера, вырезают из промороликов телеканала ТНТ. На прошлой неделе «ВТБ-Арена» отказала рэперу Noize MC в проведении концерта – также из-за симпатии артиста к оппозиционному политику.

Формально повторяется ситуация лета-осени 2019 года, когда после уличной активности началась общественная консолидация в сети. Тогда актеры и музыканты тоже были на первых ролях: они активно вступались за фигурантов «Московского дела», задержанных в ходе протестов, и солидарными выступлениями помогли освобождению актера Павла Устинова. Однако тогда было другое: «спасти рядового Райана» и цеховая солидарность, что по сложившимся еще в советское время традициям считается у нас «допустимым». Теперь, с точки зрения Кремля, откровенная поддержка актерами одной из сторон в политической борьбе – это нарушение правил игры. Если раньше за Навального вступались в основном «демократические» рок-певцы, артисты, телеведущие «из 1990-х», то теперь речь идет о новом поколении актеров, и весьма популярных. И это действительно вызов для Кремля, поэтому он не может не реагировать.

С одной стороны, как уже бывало, актеров можно примерно наказать разными способами – от утренних обысков до увольнений с работы и расторжения контрактов. Этот вариант – старый, надежный, проверенный десятилетиями советской власти. В прежние времена власть могла идти до конца: лишить нарушителей конвенции работы, всех благ и пайков, превращая их тем самым в «уезжантов» – или наглухо невыездных. Но это давление имело в свою очередь важные последствия. Так, например, наиболее гонимой творческой группой граждан в 1970-е годы были поэты и писатели: вскоре после первых пост-оттепельных репрессий (Синявский и Даниэль, Бродский) они массово начали сбегать в андеграунд. А многие из ныне живущих классиков – например, Владимир Сорокин или Лев Рубинштейн – сразу начинали свою писательскую карьеру в самиздате, минуя официоз. Благо, жизнь уже позволяла существовать параллельно системе или вообще вне ее.