«Если не произойдет ничего ужасного, будут расти и ассортимент, и тиражи», — прогнозировал ситуацию на российском рынке интеллектуальной литературы книгоиздатель Алексей Докучаев в мае 2021 года. К сожалению, после 24 февраля 2022 года прогноз больше не актуален. Самого Докучаева Роскомнадзор вчера признал иностранным агентом — вместе с партнерами по бизнесу: ирландским мобильным сервисом для чтения книг по подписке Bookmate и директором его российского подразделения Андреем Баевым. Наиболее вероятная причина этих репрессий — разгневавший охранителей коммерческий успех гомоэротического романа «Лето в пионерском галстуке», изданного в Popcorn Books, где Докучаев работает директором. В знак солидарности с независимыми книгоиздателями и новыми иноагентами «Отдел культуры» публикует архивное интервью Докучаева поэту Федору Сваровскому о том, как до недавнего времени выживал в России неподцензурный книжный бизнес. В ближайшие месяцы и годы этому бизнесу, очевидно, придется еще сложнее.
Книжный рынок в России — уникальное явление. Малый спрос на продукцию, низкая платежеспособность покупателей, высокая стоимость материалов, высокий риск, что книга просто не будет продаваться. Серьезную прибыль тут получают лишь очень крупные игроки, имеющие возможность выпускать максимально широкий ассортимент книг или выполняющие госзаказы.
Однако вопреки всему в России каждый год появляются небольшие издательства, основатели которых продолжают верить, что жители России должны читать не только популярные детективы и книги десятка всем известных авторов, но и актуальные романы зарубежных авторов, нон-фикшн, научные исследования, стихи современных поэтов и тому подобную литературу.
Одним из таких издателей-энтузиастов, желавших выпускать «правильные» книги, стал Алексей Докучаев. В молодости поработав в «Коммерсанте», он переключился на электронные СМИ — возглавлял компанию «Голос-ТВ», производившую фильмы для множества телеканалов от Discovery до ТВ3, а также ролики для «Яндекса» и «Рамблера», создал собственное англоязычное фейсбук-медиа GotitMedia и даже побывал членом Российской академии телевидения. Сейчас Алексей возглавляет издательства Individuum и Popcorn Books. Как им удается представлять нетипичные для массового рынка книги, вызывающие большой интерес читателей? Об этом с Докучаевым беседует поэт Федор Сваровский, сам много лет проработавший в российских медиа и знающий ситуацию в российском книгоиздании как автор четырех сборников стихов.
— Для начала ты мог бы сформулировать, что такое ваши издательства, зачем они, какие они?
— Individuum с самого начала специализируется на нон-фикшне. Первая книжка, которую мы выпустили в 2015 году, была книжка Ромы Супера про то, как его жена болела раком. А поскольку в этот момент множество журналистов стало уходить из медиа, нам пришла в голову идея, что нужно как-то воспользоваться их опытом. И мы им пользуемся до сих пор. Идея оказалась хорошей.
Popcorn Books выпускает книги в жанре young adult, то есть это книги 18+, задевающие какие-то важные, становленческие вопросы. Не знаю, как это сказать, чтобы не звучало по-старперски.
— Но у вас же не только русскоязычная литература.
— Структура изданий у нас такая: около 60% книг у нас переводные с иностранных языков и 40% — книги русскоязычные. Русских книг меньше просто потому, что они сложнее в производстве.
— У вас есть какие-то четкие принципы, согласно которым вы отбираете книги для публикации?
— У нас нет как таковой редакционной политики. Просто есть интересные для нас темы, которые одновременно кажутся нам интересными и для остальных. Но главное, чтобы в книге, которую мы выпускаем, было какое-то свежее высказывание. Для нас важно сказать что-нибудь новое. Это и есть принцип.
— Сколько вы выпустили наименований?
— Больше сотни.
— Какие у вас тиражи? Минимальные? Максимальные?
— Мы какое-то время в пандемию не печатали, как и все. А потом стали очень аккуратно это делать — стартовый тираж был 2 тысячи экземпляров.
— А до пандемии какой бывал максимальный тираж?
— За 50 тысяч.
— И такой технический, но, возможно, самый важный для издательств вопрос: как работает распространение?
— Распространение — это наша гордость. Сделав в 2015 году две успешные книжки, мы сперва, как и все маленькие издательства, стали работать через оптовика. Но потом поняли, что это не совсем устраивающие нас схемы. И потратив два года, нам удалось с еще маленьким тогда каталогом заключить договоры с максимальным количеством магазинов и торговых сетей напрямую. В результате мы имеем к настоящему моменту, возможно, самую большую в стране дистрибьюторскую сеть. Мы продаемся в огромном количестве региональных сетей и магазинов, мы продаемся в СНГ, мы продаемся в Европе. И плюс мы в год пандемии стали растить собственный интернет-магазин, как и все.
— Сколько людей у вас работает?
— У нас две независимые редакции. Но все производство, маркетинг и дистрибуция — общие. И всего в двух издательствах сейчас работает 25 человек.
— Каким образом вы продвигаете книги? Есть какая-то хитрость?