Всем известно, что Россию так просто не завоюешь – слишком большие у нее территории, а зима с лютыми морозами имеет свойство начинаться здесь неожиданно. Впрочем, провалы планов завоевать Россию объясняются не только климатическими или географическими особенностями. В интернете, например, снега с градом не бывает, но интернет-рынок без особого энтузиазма встречает интервентов с наполеоновскими планами завоевать весь мир. Google, несмотря на прогнозы многих экспертов, не стал лидером поиска в России – им остался, подтянувшись, «Яндекс». То же самое с социальными сетями: Facebook в Рунете спокойно наращивает аудиторию, но над фразой «Цукерберг убьет «Одноклассников» и «ВКонтакте» в 2012 году, через два года после выхода американцев на российский рынок, смеются уже, похоже, даже подростки. 

Однако не стоит думать, что российская ситуация уникальна в своем роде. Slon начинает публикацию материалов о лидерах локальных интернет-рынков. В первом выпуске – чешская поисковая система Seznam.cz и ее исполнительный директор Михал Фейкс (Michal Feix).

Seznam является локальным лидером в Чехии, как «Яндекс» в России. Другие страны Европы давно покорились Google. В чем причина такого стремительного завоевания, и почему некоторым локальным рынкам удается держаться?

– Да, Google не является лидером всего в нескольких странах – по разным причинам.. В Китае это связано с политическими мотивами, в Южной Корее со спецификой поведения восточной аудитории, в России и Чехии, мне кажется, с особенностями языка. Многое зависит и от локальных нужд пользователей: в Чехии недостаточно перевести поисковик на чешский язык, нужно учитывать поведение и консерватизм пользователей. Ну, например, несколько лет назад открыли окружную дорогу вокруг Праги – мы сразу нарисовали все на картах в нашем сервисе Mapy.cz, потому что в этом нуждались многие. Такие мелочи, понимание специфики работы на локальном рынке, сильно влияют на лояльность.

Не боитесь, что все может в любой момент измениться, и Google станет для вас по-настоящему серьезным конкурентом?

– Для Google рынок Чехии не является основным – здесь сложно выстроить очень прибыльный бизнес из-за малочисленности населения. Всего 10,5 миллиона жителей, меньше населения Москвы (11 500 000 по данным 2010 года – Slon). Кроме того, важно понимать, что Google просто добиваться лидерства (и сохранять его) в странах, где локальный язык основан на латинице (английский, немецкий, испанский и т.д.). Для этого им необходимо просто перевести веб-сервис на родной язык. Адаптация под нужды аудитории в таком случае отсутствует – но это не работает в Чехии, у нас тут требовательная аудитория, ей нужно все и сразу, точка выхода в интернет с поиском, новостями, почтой, погодой, онлайн-магазинами и так далее. Так что нет, конкуренции мы не боимся.

Есть еще различия в бизнес-стратегиях Seznam.cz и Google. У нас есть сильный отдел продаж, в нем работает 500 человек – это специалисты, которые поддерживают постоянную связь с рекламодателями по всей Чехии, даже теми, что живут в небольших деревнях. Прислушиваются к их просьбам и пожеланиям. Дорога от того, чтобы услышать желания клиентов и пользователей, к их реализации очень коротка. Представить Google офис, реализующих нечто подобное, сложно. На это нужно слишком много затрат, нерелевантных для бизнеса международной корпорации на локальном рынке.

Расскажите про свою компанию, сколько у вас сотрудников?

– Почти 1000 людей. Мы растем очень быстро: приток новых трудовых ресурсов составляет 20–30% в год. Это связано с тем, что растет прибыль, рынок развивается, и интернет как канал продвижения привлекает внимание все большего числа компаний.

К сожалению, темпы роста проникновения интернета в Чехии не такие высокие, как в России. Сейчас интернет-аудитория составляет примерно 6,5 миллиона человек (в прошлом году – 5,6 миллиона). И 90% из них используют Seznam.cz как точку входа в сеть (нам на радость). Динамика есть, и заключается она, в основном, в развитии мобильного интернета. 

Знаю, что у Seznam.cz есть крепкая дружба с «Яндексом». Вам это партнерство чем-то помогает?

– Да, «Яндекс» для нас – это друг и партнер. Мы на постоянной основе обмениваемся информацией и знаниями, так как ситуация на наших рынках похожа. Встречаемся раз-два в год для рабочих сессий. В ноябре 2011 мы подписали контракт, и теперь «Яндекс» поддерживает нас, предоставляя свою поисковую технологию для вертикального поиска на чешском языке видеоконтента. 

В чем, по-вашему, разница между локальными и глобальными рынками для бизнеса?

– Существует пара моментов, которые создают отличия в интернет-бизнесе на глобальном и локальном рынках. Первое – язык. Если поисковый алгоритм не способен оперировать им эффективно и предоставлять пользователям релевантный (но не обязательно широкий) результат поиска, у компании ничего не получится. Второй момент связан с политическими особенностями и юридическими ограничениями отдельно взятой страны, да и в целом в Европейском Союзе. Например, в прошлом году наша законодательная власть приняла новый закон, по которому компания, зарегистрированная в Чехии, не имеет право принимать транзакции от компаний-тотализаторов, не зарегистрированных в Чехии. Причина в том, что министерство финансов Чехии хочет контролировать денежные потоки от иностранных компаний в страну. Сегодня это имеет очень негативное влияние на чешские компании. Они, в отличие от иностранных компаний (не попадающих под юрисдикцию нового закона), не могут спокойно принимать платежи от тотализаторов из-за рубежа. А мы, чешские компании, честно платящие налоги, ограничены в собственной стране в ведении бизнеса с иностранными рекламодателями. Так наше правительство поддерживает, например, Google – вместо того, чтобы помогать локальным игрокам.

Но вы как крупная национальная компания имеете право голоса? 

– Да, конечно, мы стараемся влиять на ситуацию, только все не так просто.. Мы пытаемся объяснить правительству пагубное действие данного закона Возможно, одной из причин случившегося является пассивность со стороны чешских фирм в отношении политических процессов, которая была в Чехии в последние 5-6 лет. Для преодоления данного барьера мы пытаемся найти общий язык с правительством, подключиться к диалогу. Мы принимали участие в нескольких круглых столах касательно ICT и говорили, что подобные изменения (например, лотерейный закон) – недопустимы. Пару дней назад я получил предложение и стал советником министра индустрии Чехии, и постараюсь сделать все, чтобы голос чешского интернет-бизнеса был услышан. Доход Seznam.cz за 2010 год был около 2,5 миллиарда чешских крон. Вся интернет-индустрия составляет приблизительно 7,8% от ВВП Чехии. Думаю, это хороший повод для политических деятелей услышать представителей подзабытого ICT бизнеса.

Какие решения/направления являются для вас сейчас самыми важными в развитии бизнеса Seznam.cz? 

В Чехии я наблюдаю три основных тренда в интернете: контекстная реклама, развитие мобильного интернета и видео. Мы активно развиваем все эти направления. Контекстная реклама на сегодня стала наиболее актуальным инструментом для продвижения бизнеса здесь и сейчас. Мы наблюдаем, как в последний год увеличивается конкуренция за популярные ключевые слова и цена за клик.

Все наши службы мы подкорректировали для мобильного просмотра, некоторые имеют собственные приложения, наибольшей популярностью среди мобильной аудитории пользуются порталы Novinki.cz (новости мира и Чехии) и Sport.cz (новости спорта). Чехи привыкли читать и контролировать новости с мобильных телефонов. Хотя я хочу заметить, что до сих пор на чешском рынке не существует 100% проверенной бизнес-модели для получения прибыли через мобильный интернет. Мы только на пути открытия этого. А видео – это то, что сделает революцию в чешском интернете в ближайшее время. Поэтому мы и заключили партнерство с «Яндексом». Одновременно мы запустили собственный музыкальный телеканал Mixer.cz с бесплатным стримингом музыки.

Представьте интернет в 2020 году. Каким вы видите его в Чехии?

– Здесь не будет Google. (Улыбается) Свои службы они продадут, и купит их Seznam.cz. Еще у каждого будет чип в голове для быстрого выхода в интернет.