© tumblr.com

К 2020 году объем продаж лекарств во всем мире вырастет в полтора раза по сравнению с нынешним уровнем. Такие данные приводятся в новом отчете PwC «Фарма-2020: от идеи к действию» («Pharma 2020: Fromvisiontodecision»). Причины: рост населения, продолжительности жизни (значительную долю потребителей лекарств составляют люди старше 60 лет), либерализация торговли, повышение уровня медицинского обслуживания и научно-технические достижения фармацевтики.

Время инвестировать в таблетки и вакцины: международный фармацевтический рынок демонстрирует стабильный рост, в 2011 году его объем продаж достиг $1,08 трлн, а годовой прирост составил около 7,8%. Однако в быстроразвивающихся странах показатели другие — так, объем продаж в странах БРИК вырос на 22,6%. По прогнозам аналитиков, спрос на лекарственные препараты на быстрорастущих рынках, на долю которых к 2020 году будет приходиться 33% мирового ВВП, вырастет к этому моменту более чем в два раза.

Прогнозируемые объемы продаж в России в 2020 году составят порядка $45,1 млрд, тогда как в 2011 году этот показатель был равен $20,7 млрд. Несмотря на внушительные цифры это будет самый низкий показатель из стран БРИК. Самый большой спрос на лекарственные препараты ожидается, естественно, в Китае, где объем продаж в 2020 году, согласно прогнозам, будет находиться на уровне 175,8 млрд, что более чем в 2,5 раза превышает сегодняшний уровень. Таким образом, если сейчас российский рынок примерно в три раза меньше китайского, к 2020 году он будет меньше уже почти в 4 раза. Однако крупнейшим рынком мира для фармы по-прежнему будет оставаться США, где объем продаж в 2020-м составит около $425 млрд (+26,1%) — около четверти от мирового оборота. А вот европейский рынок наоборот будет единственным, где закупка лекарств сократится.

Прирост объемов продаж в странах с растущей экономикой к 2020 году, $млрд

20112020Прирост,%Китай66,9175,8162,7Бразилия25,657,3123,8Россия20,745,1117,8Индия15,648,8212,8Остальные76,6172,2124,8

Источник: Business Monitor International

Как ожидается, большая часть прогнозируемого роста объемов продаж в фармацевтической отрасли в течение следующего десятилетия будет приходиться на дженерики, а не на патентованную продукцию. Дополнительные расходы на приобретение дженериков в России в 2020 году составят $10,9 млрд, а на приобретение патентованной продукции — не превысят $3,9 млрд. Однако при этом ожидается, что в ближайшее время на рынке начнут появляться принципиально новые препараты, прежде всего от новых и хронических заболеваний.

Для того чтобы в полной мере воспользоваться открывающимися перед фармацевтическими компаниями возможностями, по мнению экспертов, необходимо перераспределить свои расходы и вкладывать больше средств в научные исследования и разработки на раннем этапе, чтобы справиться с ростом затрат. Кроме того, следует больше акцентироваться на развивающихся рынках. Если посмотреть данные по объемам продаж крупнейших фармацевтических компаний, то у кого-то на них приходится уже почти половина объемов продаж.

Крупнейшие международные фармацевтические компании по объемам продаж ($ млрд) и количество их проектов в стадии разработок

КомпанияОбъем продаж на основных рынкахОбъем продаж на остальных рынкахКоличество проектов в стадии разработокPfizer 39,616,4314Novartis 33,315381Sanofi 22,613,6208GlaxoSmithKline 23,112,7422AstraZeneca22,611,3250Merck & Co. 29,110,9212Roche 26,87,8346Abbott Laboratories 13,76,6142Johnson & Johnson 16,34,8166Eli Lilly17,14,6234

Примечание. Основные рынки: пятерка стран Европы, США, Япония

Источник: Datamonitor

Кроме того, чтобы люди больше тратили на лекарства, отрасли стоит добиваться снижения расходов на дорогостоящие медицинские услуги и процедуры. В настоящее время свыше 85% бюджета отрасли здравоохранения в развитых странах идет на услуги в области здравоохранения и менее 15% — на лекарственные препараты. Поэтому, согласно оценкам PwC, если фармацевтическая отрасль сумеет добиться снижения по первому пункту, то ее доля в общих расходах на здравоохранение в этих странах может вырасти до 20% к 2020 году.

Основная же сложность для отрасли в том, что пациенты в быстроразвивающихся странах, как правило, вынуждены самостоятельно оплачивать большую часть затрат на услуги здравоохранения по сравнению с пациентами в развитых странах. Но это уже требует масштабного реформирования всей системы здравоохранения.