Скриншот из игры © Curiosity
Идея, лежащая в основе игрового мобильного приложения Curiosity: What’s Inside The Cube, выпущенного на этой неделе, поражает не только своим масштабом, но и некоторой степенью идиотизма. Представьте себе просторную белую комнату, в центре которой находится большой куб, состоящий, в свою очередь, из миллиардов кубиков помельче. Прикоснитесь к одному из них пальцем – и кубик исчезнет. Где-то в центре всей этой конструкции спрятан секрет: нечто, по заявлениям разработчиков, настолько грандиозное, что заслуживает упоминания в телевизионном выпуске новостей. Десятки и даже сотни тысяч людей по всему миру занимаются на своих iPhone/iPad/Android-устройствах разрушением куба, но тайну узнает только один из них.
Curiosity – грандиозный социальный эксперимент гейм-дизайнера Питера Молинье, подарившего миру Fable, Black&White, Populous и несколько других, ничуть не менее культовых игровых серий. Весной Питер бросил созданную им компанию Lionhead, оставил пост креативного директора европейского офиса Microsoft Studios и открыл независимую студию по созданию мобильных игр 22Cans. По словам господина Молинье, Curiosity – первый из 22 запланированных опытов, каждый из которых станет частью некоего глобального эксперимента.
Надо сказать, что первый релиз компании действительно ставит в тупик – не только пользователей, но и прожженных игровых журналистов. Это не совсем игра в привычном понимании этого слова – скорее медитативное развлечение под релаксирующую музыку. Хотя формально в Curiosity используются знакомые по другим играм социальные элементы – за приглашение друзей и еще пару-тройку действий пользователь получает виртуальные деньги, которые можно тратить на улучшенные инструменты для уничтожения кубов. Небрежный интерфейс удивляет: кустарно выполненным иконкам место в какой-нибудь студенческой разработке, а не в проекте уважаемого гейм-дизайнера. Некоторые из пунктов меню пока закрыты и явно станут доступны позже – так, отсутствует возможность конвертации реальных долларов в игровые деньги. Тогда как давно было объявлено, что наиболее эффективную для уничтожения кубиков алмазную кирку можно будет приобрести за $77 тысяч.
Постепенно втягиваясь в монотонное уничтожение кубиков, чувствуешь себя немножечко идиотом, и это нормально. Интересно другое: всего лишь за двое суток после появления игры в App Store и Google Play к этому очевидно бессмысленному занятию присоединилось почти 200 тысяч человек, и это далеко не предел. Сколько человек готовы одновременно заниматься чем-то вроде уничтожения пузырьков на упаковочной пленке ради мифической виртуальной награды, о которой ничего никому доподлинно не известно? Насколько эффективным может быть краудсорсинг ради краудсорсинга без какой-либо четко обозначенной цели? Наконец, как вы поступите, если вдруг станете обладателем тайного знания? Согласно правилам участия в эксперименте, финалист получит ссылку на видеоролик, в котором будет рассказана тайна куба, – но будет вовсе не обязан делиться этим с другими.
Молинье, конечно, известный выдумщик. Игроки до сих пор не могут простить ему многочисленные интервью десятилетней давности, в которых он обещал, что деревья в ролевой игре Fable будут расти в реальном времени. По этому поводу интернет-общественность даже придумала шутку о том, что в центре куба скрывается растущее дерево. Тем не менее Curiosity – удивительный пример того, как сотни тысяч человек могут объединяться и слаженно действовать пусть даже и ради призрачной выгоды; и этот пример определенно заслуживает того, чтобы следить за ходом эксперимента.