Константин Богомолов. Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Константин Богомолов. Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

У режиссера Константина Богомолова много эффектных спектаклей, но один можно считать эталонным. В том смысле, что он не хуже сочиненного режиссером манифеста представляет мировоззрение новой российской элиты — право-консервативной буржуазии, претендующей на власть уже не только над ресурсами, но и над умами.

Это «Бесы Достоевского» — постановка не новая, но актуализированная двумя инфоповодами: во-первых, ее показывают в программе фестиваля «Золотая маска» Russian Case (адресованной иностранцам: знайте наших!), а во-вторых, ею открылся новый сезон руководимого Богомоловым Театра на Малой Бронной.

Нация в партере

Утвердившийся за двадцать лет правящий класс наконец осознает себя именно театральной публикой. Нация собирается в партере — это не только революционный лозунг Вольтера, но и инструмент социологии. Маркс определял буржуа как владельца средств производства, Макс Вебер — как носителя особых буржуазных ценностей (трудолюбия, законопослушности), а Пьер Бурдье, автор концепции «культурного капитала», в работе «Различие» (La Distinction, 1979), приписывает буржуа еще и культурное самосознание, отличающее его от оппонентов. Поиском именно этой «доминантной формы вкуса», «культурной гегемонии» занят новый российский театр в своих умеренно или радикально консервативных формах.