Платон предлагал применять музыку для лечения тревожности, Аристотель считал ее инструментом для избавления от переживаний. С самых древних времен специфический «саундтрек» сопровождал шаманские ритуалы и языческие очищающие практики. Современные ученые не раз пытались обобщить и обосновать накопленные в веках знания. Например, Дон Кент исследовал «Влияние музыки на человеческое тело и разум» в 2006 году в Гарварде. А теперь к изучению этого вопроса подключились нейроученые.
«В том, что звуки музыки связаны с системой вознаграждения мозга, есть нечто, о чем, должно быть, знал Бетховен», – однажды пошутила нейробиолог Психея Луи.
Свое выступление на ежегодном собрании Американской ассоциации содействия развитию науки она начала с замечания, что музыка немецкого композитора неспроста звучит в концертных залах по сей день. Именно прослушивание классики, по мнению многих людей, хорошо успокаивает, расслабляет и помогает организму восстановить силы. На этом собрании ученые обсуждали, как более точно исследовать влияние музыки на мозг, используя современные методы нейродиагностики и учитывая культурный контекст жизни людей.
Психея Луи, доцент Северо-Восточного университета Бостона (США), в своей работе пыталась выяснить, почему не все люди реагируют на музыку одинаково. У некоторых прослушивание любимых мелодий вызывает сильные физиологические реакции, например, мурашки или даже мороз по коже.
Около пяти лет назад Психея Луи и ее коллеги изучали различные реакции, которые возникают при прослушивании музыки, замеряя при этом проводимость кожи. Практика показала, что при возникновении сильной эмоциональной реакции на мелодию у испытуемых резко повышалась электрическая активность эпидермиса. И к тому же увеличивалась частота сердцебиений. То есть когда человек говорит, что от музыки его бросает в дрожь, это не обязательно фигура речи. Такая реакция вполне возможна.