Рисунок Hashmask 15753, коллективная работа ряда художников, был продан с помощью Ethereum. Фото: wikipedia.org

Рисунок Hashmask 15753, коллективная работа ряда художников, был продан с помощью Ethereum. Фото: wikipedia.org

Согласно недавнему аналитическому отчету NFT Art Market Report британской компании ArtTactic, совокупные продажи искусства на всех платформах с января по май этого года составили $437 млн (на крупнейшую из них, Nifty Gateway, приходится 71% этой суммы). Первые NFT (non-fungible token), работающие на блокчейне, возникли еще в 2017 году, но настоящий интерес со стороны коллекционеров и арт-сообщества проявился лишь в пандемию. А после громкой продажи аукционным домом Christie’s за рекордные $69,3 млн (на самом деле за криптовалюту Ethereum) произведения художника Beeple на NFT-платформе MakersPlace, весь арт-мир ломанулся создавать и продавать невзаимозаменяемые токены.

Non-fungible token, уникальный цифровой паспорт произведения с вшитыми в него правами владельца, может быть создан почти для всего, в том числе для музыкального произведения или спортивной сувенирной продукции – недавно легенда мирового футбола Пеле создал свой токен. NFT позволяет автору напрямую продавать цифровое (и не только) искусство в экосистеме блокчейна, минуя привычные институции – галереи и аукционы – или, в случае музыки, студии звукозаписи; решает проблему с подтверждением прав собственности на легко тиражируемое цифровое искусство; а также гарантирует автору стабильные роялти за каждую следующую перепродажу.

В России искусством на блокчейне торгуют художники AES+F, Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски, Покрас Лампас, Аристарх Чернышев, Ольга Тобрелутс и другие, а экс-политтехнолог и галерист Марат Гельман на днях запустил в Москве первую в стране ежедневную экспозиция NFT-искусства – Collab Art Moment.

Republic «Деньги» пообщались с предпринимателем Мариной Надеевой, основательницей маркетплейса artcollecting.info, которая сейчас работает над созданием собственной NFT-платформы, о том, кому на самом деле в долгосрочной перспективе выгодно искусство в системе блокчейна и не спадет ли этот ажиотаж, оставив криптоарт одним из многих инструментов онлайн-продаж, ничем не отличающимся от продаж искусства в интернет-галереях.

– Что такое криптоарт?

– Криптоарт – это целая субкультура. Она объединяет художников, которые создают произведения цифрового искусства и регистрируют и само произведение, и права на него на блокчейн-платформах – например, на Nifty Gateway, OpenSea, Rarible, SuperRare, Foundation.App, последняя особенно популярна у наших художников.

Сделать это несложно. Художнику нужно зарегистрироваться через криптокошельки (например, Metamask) на одной из NFT-платформ. Чтобы зарегистрировать NFT, нужно будет купить криптовалюту. Наибольшей популярностью пользуются платформы на блокчейне Ethereum (цена по нынешнему курсу за один ETH – $2,6 тысячи), на нашей платформе будет Tezos ($4).

После регистрации открывается доступ в личный кабинет и можно создавать в экостистеме блокчейн NFT: загрузить хэш-изображения (на блокчейн-платформах этот процесс автоматизирован), описание своего произведения (авторство, тираж, время загрузки, права и прочее) и нажать на кнопку оплаты комиссии (в большинстве случаев от 1 до 5%). Все – NFT готов.

Я бы сравнила этот уникальный токен с цифровым паспортом на произведение искусства. Ничего сложного для тех, кто пользуется системами электронного документооборота в России: там тоже есть опции криптошифрования, например, во время работы с электронной подписью для документа создается хеш.

Сколько всего NFT-платформ в мире?

– Порядка 100, популярных около 15. У каждой своя концепция – некоторые работают как мартетплейсы (например, OpenSea), другие как аукционы (Foundation.App и MakersPlace). На нашей платформе мы рассматриваем возможность объединить аукцион и беттинг, ставки на спор в NFT. Это «игровая» опция для стимулирования спроса на цифровое искусство. Но мы будем работать также с NFT, фиксирующими права на культурные ценности. Начнем с тиражных работ – Уорхола, Бэкона, Опи. Сейчас веду работу по проверке подлинности. Подала документацию на аттестацию в качестве эксперта по культурным ценностям в Министерство культуры. После аттестации моя экспертиза будет иметь юридическую силу. К аттестации допускаются эксперты с высшим профессиональным образованием (искусствоведение, культурология и пр.) и стажем работы по специальности от пяти лет. Хеш результатов экспертизы можно будет добавлять в описание NFT на любой NFT-платформе.

– Сколько стоит запуск NFT-платформы? Каков порядок цен, сколько вы инвестируете в свой проект?

– Объем инвестиций оценить трудно, поскольку до 2021 года все участники команды занимались своими проектами. Звезды сошлись, мы объединились [имена партнеров Надеева не раскрывает -« Деньги»]. Если бы мы работали по найму, то объем инвестиций в нашу работу составил бы 96 млн рублей в сумме за весь период. Но in-house программистам не платят столько, сколько они бы хотели зарабатывать, поэтому многие охотно идут на сотрудничество с экспертами в других сферах и становятся сооснователями IT-стартапов.

Другие затраты, о которых я могу говорить, составляют до $3 тысяч в месяц – это подписки на программное обеспечение и сервисы для разработчиков. Мы с коллегами и предпринимателями из других сфер скидываемся и значительно сокращаем расходы.

– Какой у вас бизнес-план, сколько рассчитываете заработать?

– Инвестиции в NFT сопровождаются высокими рыночными рисками. Мы не даем прогнозы.

– Что с объемами продаж, какой денежный оборот у таких платформ?

- NonFungible.Com и L'Atelier BNP Paribas выпустили отчет Nin-Fungible Tokens Yearly Report 2020. По оценке исследователей, обороты на NFT-рынке составили $250,8 млн. По данным NonFungible.Com, за последнюю неделю (середина мая 2021-го. – Republic) объем продаж CryptoPunks составил $8,1 млн, SuperRare – $2,2 млн, Sorare – $2 165 930. Пик роста NFT-рынка пришелся на май, а суммарный оборот платформ к 8 маю составил $322 млн.

– А я могу в качестве NFT использовать живописное полотно или только цифровое искусство?

– Да. Считайте, что NFT – это цифровой паспорт. Сам арт-объект может находиться у вас дома, а NFT и репродукция (оцифрованное изображение произведения искусства) – на блокчейн-платформе.

Коллаж художника Beetle «Everydays: The First 5000 Days». Фото: wikipedia.org

Где гарантия, что на платформе я загружу именно свои работы, а не скопированные у другого художника, работающего с digital art, и не имеющие «цифрового паспорта»? Ведь если у меня первого будет создан NFT, то и все права на произведения тоже будут мои.