kremlin.ru

Если у кого-то еще оставались сомнения, что в Россию пришла третья волна пандемии, минувшая неделя постаралась их как следует развеять. Налицо все признаки резкого ухудшения ситуации. Статистика заболеваемости от COVID-19 продолжила расти. Число смертей вплотную приблизилось к 700 в сутки. Снова возник дефицит больничных коек, а также медицинского кислорода, за помощью в восполнении которого Минпромторг на неделе обратился к металлургам, призвав тех снизить потребление технического кислорода при производстве стали. Одновременно глава ведомства Денис Мантуров активно поддержал обязательную вакцинацию против коронавируса в промышленности, «потому что от этого зависит эффективность работы тех отраслей, за которые мы, как министерство, отвечаем». А пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков посчитал, что обстановка требует от властей «достаточно жестких мер».

Настойчивость, с которой московская мэрия всю неделю отрицала планы локдауна, называя его «последней мерой», не позволяет исключить версию о том, что такой сценарий всерьез прорабатывается – и на новом витке суточной заболеваемости чиновникам придется придумывать, как соединить свои решения с желанием президента Путина видеть страну победительницей в борьбе с коронавирусом. «Без всяких сомнений, нам в целом удалось выполнить задачу, которую мы перед собой ставим, – защитить граждан России от этой инфекции», – заявил глава государства в июне 2020 года. Год спустя этот триумф, судя по всему, должна была развить прямая линия, возобновленная на неделе после вынужденного перерыва.

При всем скудном выборе инфотейнмента в российской политике прямая линия все еще способна дарить простым людям развлечение. Ведь вполне очевидно, что сам формат коллективного гипноза, предполагающий вдумчивые президентские ответы по неограниченному спектру тем (даже при старательной их фильтрации), превращает общение главы государства с населением в минное поле. Оговорки и ошибки спикера, не говоря уже о сознательном передергивании и неумеренно популистских высказываниях, делают тщательно подготовленное казенное мероприятие больше напоминающим пародийное реалити-шоу. Тем более что глава государства, поправляемый окружением лишь при крайней необходимости, настроен предельно серьезно и не испытывает ни малейшего смущения, неся очередную околесицу.

За более чем двадцать лет мы ни разу не видели и едва ли когда-либо увидим Владимира Путина, участвующего в открытых и честных политических дебатах. Тем не менее, у зрителей прямой линии есть возможность представить, какого рода ответы от всевидящего президента могли бы получить его воображаемые оппоненты. Последний и сравнительно короткий (всего-то четыре с половиной часа) эфир с Путиным, ставший, по оценкам наблюдателей, одним из самых выхолощенных и скучных, в этом смысле оказался насыщенным – во всяком случае не хуже предыдущих. Свою аудиторию российский лидер не подвел.

Забавная оговорка, да еще произнесенная дважды подчеркнуто уверенным тоном (и затем дословно воспроизведенная сайтом программы «Вести»), о «свыше 500 млн человек» вместо 500 тысяч семей, взявших льготную ипотеку, не стоила бы нашего внимания, если бы при этом президент вдобавок не перепутал субсидируемую государством ставку по ипотечным кредитам – 2,5% вместо реальных 6,5% годовых. Спикер вчетверо завысил официальную статистику заболеваемости среди россиян, сделавших прививки (10% вместо 2,5%) – и это в разгар болезненного и всячески отрицаемого Кремлем перехода государства от добровольной к принудительной вакцинации населения. Было еще много других ляпов – скажем, путаницы в действиях вакцины «Спутник V», которую президент так истово рекламировал последние девять месяцев и которой привился вдали от посторонних глаз (кстати, с датой собственной вакцинации президент тоже ошибся). Или неверных цифр по текущей инфляции, что стало уже фирменным огрехом публичных выступлений Путина (подробнее о государственных решениях проблемы роста потребительских цен чуть ниже).

kremlin.ru

Как бы комично, нелепо или просто странно ни звучали отдельные пассажи Путина, они не изменят ни его склонности к импровизации, ни самой политической традиции хождений президента в народ. В студии, прямо над головами главы государства и ведущих «России-1» красовалась надпись «Разговаривать с населением важно». Не уточнялось лишь, о чем именно. Видимо, это непринципиально. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госцены. «Почему ЦБ предлагает инструменты для овощехранилищ?»