Алёна Попова, со-основательница проекта помощи пострадавшим от домашнего насилия "Ты не одна"

Алёна Попова, со-основательница проекта помощи пострадавшим от домашнего насилия "Ты не одна"

За голоса избирателей на думских выборах в Преображенском одномандатном избирательном округе на востоке Москвы сражаются 14 кандидатов. Наиболее активны и известны широкой публике эрудит и телезвезда Анатолий Вассерман (он самовыдвиженец, хотя конкуренты называют его провластным кандидатом), опытный политик, член КПРФ Сергей Обухов и гражданская активистка Алёна Попова.

Поповой 38 лет, эти выборы уже третьи в ее карьере, сейчас она баллотируется от партии «Яблоко». Кампанию Попова ведет под лозунгом борьбы с насилием и бедностью, но большинство знает ее именно в первом качестве — как сооснователя проекта помощи пострадавшим от домашнего насилия «Ты не одна» и соавтора законопроекта о профилактике домашнего насилия. До работы с темой домашнего насилия Попова основала волонтерскую организацию «Гражданский корпус», помогающую пострадавшим в местах ЧС.

Кампанию за принятие закона о домашнем насилии Попова начала в 2014 г. по личным причинам: ее беременную подругу избил партнер, после чего та потеряла ребенка. Наказания мужчина не понес. В интервью журналу «Деньги» Попова рассказывает о проекте новой правовой базы, защищающей жертв насилия, о связи между насилием и бедностью, а также о том, при каких условиях сегодня возможно сохранить независимость кандидату в депутаты российского парламента.

— Вы писали в фейсбуке, что кандидату с низкой узнаваемостью, как у вас в том числе, на успешную кампанию нужно 30, а лучше 40 млн рублей. Сейчас, как я понимаю, собрано 1,3 млн?

— Примерно так, на сегодняшний день 1,7 млн. Это примерно раз в 20 меньше, чем у моего конкурента в округе Вассермана. У него на счету 30 с лишним миллионов, их перевели мэрские НКО, например «Активное долголетие» — это, как мы знаем, провластная структура.

У вас нет спонсоров НКО или частных лиц, только донаты?

— Нет, крупных спонсоров нет. Мы очень волнуемся и за наших частных спонсоров, и за НКО, потому что думаем, что если провластный кандидат типа Вассермана получает средства, то претензий быть не может. А мы не можем ничего гарантировать людям, которые нам переводят большие суммы, все может быть. Но я знаю, что сейчас очень многие думают [нас поддержать], мы им очень благодарны.

— Свои деньги вы вкладывали в кампанию?

— Большие нет. В прошлые свои две кампании я закладывала квартиру, но сейчас не буду.

— На что хватает тех средств, что вы собрали? Получается сделать что-то существенное или это капля в море?

— Мы так планируем кампанию, чтобы нам хватило на все. Нам не справиться без активной, яркой кампании, потому что иначе Вассерман может нас просто перересурсить.

— Вы имеете в виду, за счет эфиров на ТВ?

— Не только. У него, например, стоят прекраснейшие кубы а-ля кубики-пирамидки, куча раздатки, он расклейку, разноску делает просто по каждому ящику, газету сделал. В избирательной кампании всегда побеждает тот, у кого больше ресурсов. Никакие другие законы не работают, в итоге играют только ресурсы — административная поддержка (которой у нас нет и никогда не будет) и финансовая поддержка — и вот здесь мы должны Вассермана перересурсить. С учетом того, что у него уже больше 30 млн, нам надо собрать около 40 млн.

«Яблоко» не помогает вам деньгами?

— Нет, «Яблоко» нас не финансирует.

И не было таких договоренностей?

— Нет. «Яблоко» одномандатников, или по крайней мере меня, не финансирует.

Про кампанию и повестку

Помимо непосредственно прохождения в Думу вы ставите себе результаты, которые будете считать удовлетворительными — минимальный процент, узнаваемость вашего фонда «Ты не одна» и т.д.?

— Может быть, это прозвучит очень странно, но мы правда считаем, что мне реально победить. Объективно, округ очень протестный, абсолютно не красный, как принято считать, там побеждали только те кандидаты, за которых призывало «умное голосование». То есть округ пытается выбрать достойного протестного кандидата, вне зависимости от политической принадлежности.

Поэтому я говорю, что наши шансы 50 на 50, выберут или не выберут. А что касается результатов, то и сама компания выглядит очень гуманитарно значимой. Мы [в ходе кампании] собираем недостающие 80 тысяч подписей до миллиона за законопроект о домашнем насилии. Собираем реально на улицах, разговариваем с людьми. И если мы не избираемся, то эти 80 тысяч подписей мы упаковываем в прекрасные холщовые мешки и ставим их под дверь каждого депутата Государственной Думы.

Как вы приняли решение выдвигаться, вы к «Яблоку» обратились или они вам предложили?