Когда мы писали про Прокудина-Горского и его уникальную коллекцию цветных фотографий старой России, то, конечно, напирали на цвет. На тот уникальный эффект, который создают цветные фотографии столетней давности (на самом деле уже сильно более, чем столетней). Теперь мы попробуем открутить еще 20, а где-то и 40 лет от Прокудина-Горского и посмотреть, как выглядит Россия последней четверти XIX века (то есть 150 лет назад) на снимках самых первых фотохудожников. Людей, которые увидели в объектив фотокамеры новую городскую цивилизацию и обнаружили теснейшую ее связь со старой допетровской Россией, ее храмами и древностями. А заодно и открыли современникам этот мир и эти древности. В том числе, научив видеть и любить эту древнерусскую красоту.
Первые русские фотографы появились еще в середине XIX века, сразу после открытия и распространения технологии дагеротипии. Но и Алексей Греков (первый русский фотограф и изобретатель технологии гальванопластики), и Сергей Левицкий, и Андрей Деньер были сосредоточены на портретной съемке. Благодаря этим талантливым людям у нас есть фотографии Гоголя, Тютчева, Островского, Тургенева, Гончарова, молодого Толстого, а также всевозможных царей, князей, княжен и прочих известных личностей.
Сергей Левицкий. Группа писателей журнала «Современник». Слева направо стоят: Лев Толстой и Дмитрий Григорович; сидят: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин и Александр Островский. Санкт-Петербург, 1856 год. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Но нам куда интереснее следующий этап развития русской фотографии, когда возможности фототехники позволили снимать не только людей в помещении, но и пейзажи. Впрочем, дело тут не только в технических возможностях: фотографы увидели в окружающей их повседневности важнейший объект для исследования и запечатления. Куда более важный и интересный, чем знаменитые люди.
"Ничего нового, живого, интересного." - Это резюме автора статьи о раскрашенном фото
Карелина художником Шишкиным. Категорически не согласен. Очень живое изображение,
не хуже фотопластинок Прокудина-Горского.
Да, конечно, это резюме автора. Мне правда кажется, что строгость черно-белого городского ландшафта на первом снимке Карелина куда интереснее интереснее, выразительнее и художественнее, чем красочная интерпретация Шишкина. Но это именно мое мнение и уж, конечно, не истина в какой-либо инстанции.
На мой взгляд как раз выразительней и художественней фото с гаммой красок, которые нанес Шишкин. Но это тоже не истина, а только мое мнение...
Спасибо за ответ.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Та, что на Дмитровке, рядом с театром Ленком, а раньше почти сразу за церковью Дмитровка упиралась в Страстной Монастырь) Фотография из альбома Николая Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви»
У вас получается какое-то противопоставление, мол, сейчас Ленком, а раньше монастырь. Но монастырь с другой стороны был, где кинотеатр сейчас. А Ленком – дореволюционное ещё здание – с другой.
и Барщевский, превращаясь в Борщевского, в Ростов поехал в 1977, а на самом деле, скорее всего, на сто лет раньше
Спасибо за замечание. Я совсем не хотел тут противопоставить Ленком и Монастырь. Просто хотел лучше привязать эту церковь к местности и современной и той, что была в XIX веке. И да, если противопоставлять, то. конечно с "Россией" (которая теперь даже не кинотеатр, а концертный комплекс). Тут вы абсолютно правы. Так же как и с опечатками. Огромное спасибо - поправил.