Российские люди не любят вино. Вернее, мало тех, кто действительно его любит, тех, кто его пьет потому, что оно им нравится как продукт, а не как способ получить "по голове" – то есть получить алкогольное опьянение. Есть люди, которые вино пьют, потому что это составляющая их имиджа. При этом они знают три названия и дальше не развивают эту тему внутри себя. Пьют статусные вина. Основная проблема с вином та, что утеряна культура потребления алкоголя в стране. Поскольку последние лет 80 страна планомерно спаивалась: чтобы народ не думал ни о чем, поили жесткими напитками, плохого качества. В том числе вином, которое было сделано непонятно как – как алкогольный напиток, а не как продукт высокой гастрономии. И сейчас даже очень обеспеченные люди, которые много путешествуют и везде бывают, не все пьют вино, потому что это полезно для здоровья или потому что с этим продуктом еда банально лучше усваивается. Нет глобального понимания, зачем это и для чего. Я люблю вино и это выгодный бизнес, если ты в этом разбираешься. Не все умеют его выстроить. Заработать на этом очень сложно. Пример тому – куча импортерских компаний, которые наоткрывали разнообразные крупные и мелкие "олигархи" – эти компании сами себя не окупают. Успешны в этом бизнесе только фанаты, кто сам пьет вино. Этих людей все знают. Это Дмитрий Пинский (компания DP Trade), Анатолий Корнеев (исполнительный директор "Российской Ассоциации Сомелье", совладелец компании Simple), Максим Каширин (совладелец компании Simple), Илья Шапиро ("СовАгроимпорт" и журнал "Виномания"), Павел Швец (компания "Био Вайн"), Федор Ештокин (ОКВ), Аня Эрбар (Grandi vini) и еще два-три человека. Самые яркие персоны. Люди, которые из этого бизнеса сделали и удовольствие, и зарабатывание денег. Для остальных это либо попытка заработать, либо получить удовольствие. Попытки открыть коммерческого плана винотеки (например, винотека "Диссидент"), еле-еле дышат, сами себя окупают и довольны этим. Вторая часть – это винотеки, которые принадлежат импортерам, для которых это дополнительный способ продать куда-то свое вино: сами себе продают и продают еще раз в розницу. Если брать отдельный бизнес, он не очень состоятельный, он для поддержки основного. Я очень долго шел к тому, что научиться зарабатывать этим. Поэтому свой бизнес практически сразу начал приносить дивиденды, до этого пройден путь определенный и правильный. Я уже точно знал, что и как надо делать. Поэтому, наверное, и получилось. Мы сами полностью ведем весь бизнес, сами общаемся с клиентами, сами подбираем вино. Мы все делаем вдвоем с партнером, все решения принимаем самостоятельно. Следующий мой пост будет о том, как разные государства – в том числе наше – ведут себя в винном бизнесе.