Мы живем в эпоху урбанистики. Мир вокруг стремительно благоустраивается, потом опять благоустраивается, а потом еще раз благоустраивается. На благоустройство тратятся огромные деньги, а идеи урбанистики давно и далеко шагнули за пределы МКАД. Куда бы мы ни поехали, везде (ну, почти везде) видим только что обустроенные скверы, набережные, пешеходные улицы, отреставрированные фасады домов и все такое прочее, что должно изменить унылый облик российских городов, сделать их приятными для посещений и удобными для жизни. Но при всех тратах, при всей бурной деятельности на выходе чаще всего получается что-то нелепое и неадекватное местной жизни, местной среде, местным людям. А если даже и не нелепое, то чужеродное — точно.
А ведь те, кто это все создает, хотят и правда благоустроить, развить, сделать городскую среду комфортной и привлекательной. Не злой умысел ими движет и не одна только жажда наживы.
Что же тут не так? Почему современные и универсальные технологии благоустройства и развития так плохо работают? У Ирины Ирбитской — до недавнего времени директора Центра градостроительных компетенций РАНХиГС, а сейчас консультанта UNDP и директора Европейского проекта «Цифровые города» — на этот вопрос есть свой ответ:
Ирина Ирбитская.
Конструируя социальную реальность, мы сейчас оперируем самыми разными социально-демографическими категориями — возраст, доход, семейное положение, род занятий и т.д., но совершенно не видим главного, того, что определяет бытовую жизнь русских людей, их связь с городским пространством, их укорененные потребности — уклад. Укладную структуру.
Как это работает
— Уклад — устойчивый тип жизнедеятельности, выражающий себя пространственно. Само понятие уклада появилось в русской социологии в XIX веке, когда началось активное изучение сельской жизни, и ученые наткнулись на то, как глубоко укорененные (передающиеся наследственно) привычки буквально определяли жизнь и структуру пространства больших групп крестьян. К началу ХХ века понятие уклада стало применяться исключительно в экономике, а потом и вовсе перестало использоваться. Но явление никуда не делось. Русская жизнь по-прежнему определяется разнообразными укладами. Сейчас в России где-то 40 групп укладов, и каждый из них организует свои микросреды, определяет бытовые привычки и потребности. И то, что мы их не видим и не принимаем в расчет, — может быть, вполне драматично.
Собственно, метод, который я назвала «Типоукладным», как раз исходит из необходимости при преобразовании городской среды работать именно с укладами («типоукладный» потому что в России очень важно столичный это город, областной центр, районный или малый город)
Только не надо путать уклады с системой традиционных ценностей, на которые надо ориентироваться. Мы не должны консервировать сложившиеся уклады, мы должны создать условия для их эволюции, для того, чтобы они, развиваясь, ослабили свое тотальное влияние на людей. Сделали их свободнее и мобильнее.
— Чтобы было понятнее, что такое уклад и как это работает, давайте попробуем поговорить о конкретных укладах. Ну, может, не все 40 типов опишем, но хотя бы основные…
Интересная мысль про уклады, что-то в ней есть, хотя очень спорное. Накопление всего - рудимент крестьянского быта, перенесённый в городскую среду - точно не следствие всеобщего дефицита? Еще бы мне рассказали, что хранить продукты за окном в сетке было не следствием недоступности холодильников, а тоже рудимент чего-то там.
И мне кажется из всего описанного (на примере красивых открытых балконов) прослеживается важная проблема всей нашей урбанистики "сверху": никому, обычно, не интересно мнение самих пользователей. Мудрые вожди и их ученые специалисты по урбанистики строят то, что, по их мнению, должно быть нужно этим самым пользователям. А мнение сформировано не потребностями этой самой конкретной городской среды, а тем, что губернатор или мэр куда-то поехал и там что-то увидел. А потом творцы расстраиваются, что люди почему-то не используют их задумку или используют не так. И нет бы задать себе вопрос, а может надо бы как-то настроить обратную связь, а не считать, что люди - это что-то вроде рыбок в аквариуме, которых можно в пакетике принести и выпустить в новый аквариум обживаться.
Интересно, спасибо. А описание этих 40 укладов есть где-то в сети?
В данном случае мэр как раз и был работодателем - до того как стать мэром, как я понял, он владел и управлял местным заводом. И еще.. такие поселки были на балансе РЖД (тогда МПС). То есть дело не только в работе.
Очень интересно, спасибо
Помимо социальных, у нас существует общий для всех климатический уклад - летом где-то надо хранить зимнюю резину, лыжи, сноуборды, снегокаты, коньки и кубометр зимней одежды и обуви, а зимой - велосипеды и скейтборды. Пока жили в центре города, все это волшебным образом помещалось на балконе и антресолях. Переехав в загородный дом, с удивлением обнаружили, что многие соседи первым делом начали строить сарайчики, памятуя о тесноте городских квартир.
В Европе (началось в Дании) и Северной Америке наблюдается тренд на coliving (не путать с коммунальными квартирами), в том числе как ответ на увеличение числа домохозяйств из одного человека и семей с одним родителем. В таких домах или группах домов есть места общего пользования - прачечные, кладовки, комнаты для гостей, комнаты для игр, занятий спортом или отдыха. Возможно, и у нас рано или поздно появятся такие самоуправляемые (или управляемые малым бизнесом) пространства, которые помимо обычных общих помещений смогут включать в себя и небольшие коворкинги, и мастерские для умельцев.
предельно надуманно. Какой крестьянский уклад? Обычная нищета которая заставляет делать запасы. Исчезнет моментально, как у человека появится достаток, зарплата позволяющая жить, а не выживать. Всё остальное такая же выдумка
В том то и дело, что в совке балкон был забит у всех и антресоли. Потом с появлением достатка у кого-то все это исчезло, а у кого-то осталось. Кто-то легко выбрасывает вещи, а кто-то нет. И это не от характера человека зависит и не от достатка, а от картины мира, укорененных привычек. Я вот недавно купил в Икее новый шкаф во всю стену.. Очень удобный. А старый разобрал и .. теперь панели от него на балконе лежат. Так на всякий случай, может пригодится что-то построить, куда-то приладить.
Как быть с пожилыми родителями, их уже хорошо бы поселить у себя, досматривать. Но вот уклады наши диаметрально отличатся. Мы, например, любим большие, просторные комнаты, чтобы свободно можно было передвигаться, а отец привык жить в небольшой квартире, заставленной мебелью и стройматериалами (как у вас со шкафом). И хочется чтобы комфортно было всем.
В концепции Ирины Ирбитской, как я понимаю, должны быть какие-то пространства недалеко от дома, где ваш отец мог бы иметь или снимать небольшой угол, где хранил бы стройматериалы и мастерил бы что-то. Ну а в пространстве квартиры если есть возможность ему иметь отдельную комнату, то пусть там будет так как он привык. Уклад это очень укоренённым представления и бытовые привычки. Во всяком случае так следует из концепции Ирины Ирбитской, которую мы обсуждаем
От бабушки мне достался погреб на даче, под завязку забитый вареньями и тушенкой. От матери -- квартира, забитая книгами и пластинками. От меня детям останется жесткий диск, отформатировал и используй, если надо.
Зачем же жёсткий диск? Логин и пароль от облачного хранилища!
Оплаченного на год.
При заведении почты дают кучу места бесплатно. Если ужимать фото и видео до норм.размеров, всю жизнь можно разместить…
Только смотреть все это будет некогда и некому