С понедельника в Татарстане гражданам старше 18 лет, у которых нет вожделенных QR-кодов, запрещен проезд в общественном транспорте. В Казани людей не пускали в метро, выгоняли из автобусов. Новости из древнего города напоминают теперь то ли сводки с фронтов Гражданской войны, то ли пересказы неизданных рассказов Михаила Зощенко: контролеру за попытку проверить наличие кода сломали нос, пассажиру без кода сломали палец. В мэрии Казани, впрочем, уверены, что все у них в порядке и транспорт работает штатно, а в отдельных сбоях виноваты несознательные граждане. Несознательных граждан, кстати, собираются наказать, естественно — рублем, взыскав с них компенсацию за простои.
Ну и такси подорожало — кому война…
Со вторника система кодов для транспорта заработала на Камчатке. Оттуда сообщений о боях и победах пока нет, но там ведь и народу поменьше.
Я не хотел бы затевать спор о действенности этой меры — не чувствую себя специалистом, хотя вопросы к бытию и к начальству, конечно, накапливаются. Мне — это ремарка — вообще иногда (особенно после чтения бесконечных тредов в сети) кажется, что я — последний не-вирусолог в стране. Даже неловкость какую-то начинаю испытывать из-за этого.
В общем, давайте — хотя бы здесь и сегодня не будем спорить, спасут ли нас коды, и если спасут, то от чего, и сосредоточимся на некоторых политических аспектах проблемы.
Планы на февраль
Путинизм сегодня — это такая вот власть плюс куаркодизация всей страны. По крайней мере, зреет в обществе подобная уверенность и еще зреет что-то вроде бунта, пока вяленького, — с тех пор, как в середине ноября Дума с подачи правительства начала обсуждать введение QR-кодов на федеральном уровне.
А также, причем и в среде людей, которые за новостями вроде бы следят, появилась стойкая уверенность, будто существует единая программа повсеместной кодизации, по которой мы и начнем жить с 1 февраля, когда парламент примет закон и человеку без аусвайса выйти можно будет только в продуктовый магазин или в аптеку, да и то — при большом везении.
На самом деле, это не так. Во-первых, как в блатной присказке, есть два законопроекта. И они очень разные. Первый — это поправки в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он довольно невнятный, но если вчитаться, увидим — речь в нем о том, что при наличии необходимости губернаторы в регионах могут вводить ограничения на посещения общественных мест и массовых мероприятий. На свой вкус. Или — можно и по-другому сказать — в соответствии с местными потребностями. Гражданину понадобится «выписка из сертификата о вакцинации», уже разработанного минздравом, — там будут данные о вакцинации, ревакцинации, перенесенной болезни или медотводах. Получить выписку можно на «Госуслугах» или в МФЦ, а предъявлять — как в электронном, так и в бумажном виде.