Новый автомобильный мост через реку Амур между городами Благовещенск и китайским Хэйхэ. 17.08.2020. Фото: © Russian Government / Global Look Press

Новый автомобильный мост через реку Амур между городами Благовещенск и китайским Хэйхэ. 17.08.2020. Фото: © Russian Government / Global Look Press

СМИ поведали в среду, 13 апреля, вроде бы позитивную новость: товарооборот России и Китая, по данным таможенного управления КНР, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 28,7%, составив $38,17 млрд.

При этом повышательная в целом за квартал динамика, как утверждают аналитики, достигнута при соблюдении Китаем западных санкций в отношении России.

И действительно, наши китайские партнеры — несмотря на сочувственные заявления представителей Пекина о своем неприятии антироссийских санкций — их все-таки соблюдают. Примеров тому множество — от отказа китайских банков финансировать закупки китайскими компаниями российской нефти и выхода китайской SINOPEC из совместных энергетических проектов с компаниями «Новатэк» и «Сибур» до де-факто приостановки работы в России китайского телекоммуникационного гиганта Huawei (который, помимо прочего, удалил из своего фирменного магазина AppGallery приложения всех российских банков, подпавших под санкции, а также поддержку карт «Мир»).

«Разворот на Восток» в условиях санкций

А ведь в начале апреля, когда из России ушел Intel, эксперты в качестве замены последнему как раз называли — наряду с «серыми» поставщиками — именно Huawei. Теперь же, судя по всему, китайская компания либо заняла выжидательную позицию, либо вообще может сильно сократить свой бизнес в РФ, дабы избежать подпадания под вторичные санкции.

Итак, с одной стороны, по мере дальнейшего «разъединения» России и Запада мы вроде бы наблюдаем ускоряющийся «разворот на Восток» как страны в целом, так и ее экономики. Не хотите нашу нефть, что ж, российские танкеры повернули в сторону Азии, наложили запрет на импорт российского угля — сразу пришла новость о намерении Китая уже в текущем году увеличить импорт российского угля на 30%, до 71 млн тонн.

Очевидно, что в сложившейся ситуации сырьевая и энергетическая составляющие российского экспорта в Китай будут ускоренными темпами возрастать, в то время как импортируемые из Китая товары лишатся целого ряда западных компонентов и комплектующих, то есть претерпят «импортозамещение» со всеми, так сказать, вытекающими.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин инспектирует новый автомобильный мост через реку Амур между городами Благовещенск и китайским Хэйхэ. 17.08.2020. Фото: Russian Government / Global Look Press