Дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев может стать руководителем Большого театра, сменив на этом посту Владимира Урина. Об этом написали сразу три СМИ («Фонтанка», «Известия» и РБК), сославшись на источники. Предполагается, что о новом назначении на должность гендиректора Большого будет объявлено на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который открылся сегодня. По такому случаю «Отдел культуры» решил вспомнить этапы большого пути маэстро Гергиева.
Закон о введении административного наказания за отождествление СССР и Третьего Рейха, подписанный накануне гарантом, кажется запоздавшим, вы не находите? Это уже неактуально. За последние 50 дней наша родина — не бывшая советская, а нынешняя — так повысила свой анти-рейтинг, что о совке вряд ли кто вспомнит. Аллюзии на времена Брехта и Адорно возникают теперь уже не в связи с СССР. А в связи с тем, что происходит здесь и сейчас.
Именно такие аллюзии рождает, в частности, недавнее расследование про Валерия Гергиева— прославленного дирижера, доверенное лицо первого лица, владельца дворцов, земель, пароходов… Или не пароходов, а яхт, но даже они не важны — в санкционную эпоху яхтами кого удивишь? Как и квартирой на Манхэттене — Гергиев сверхвостребованный и, следовательно, дорогой музыкант. Причем не только в России. Совсем недавно — абсолютно рукопожатный в мире.
Так что вопрос, куда вы/они смотрели восемь лет — с момента, как маэстро одобрил «Крымнаш» — впору адресовать тем, кто его после этого приглашал, зазывал ангажементами, записывал etc. 11 марта 2014 года Валерий Абисалович подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку внешней политики России и президента РФ В. В. Путина на Украине, а 13 ноября 2017 года в Вашингтоне, под напором публичных протестов, заявил, что не подписывал? Было такое, но имя его (под #97) под обращением никуда не делось.
Я, собственно, не о подписях, а о реакции на них музыкального сообщества: конформизм и доведенная до абсолюта лояльность не помешали нашему герою досидеть до 2015 года в кресле главного дирижера Лондонского симфонического оркестра, а оттуда беспроблемно перескочить за пульт Мюнхенского филармонического. Конечно, и городское, и музыкальное руководство баварской столицы очень тогда возбудились. Еще в 2012 году (Forbes как раз тогда назвал Гергиева самым финансово успешным российским музыкантом) он выступил в первый, но не в последний раз доверенным лицом Путина на президентских выборах. Но до логического финала мюнхенские власти доведут свое возмущение лишь 10 лет спустя. И откажут ему от оркестра только 1 марта 2022-го — за три года до истечения срока контракта и через неделю после начала того-что-у-нас-нельзя-называть.
Одновременно Карнеги-Холл отменил концерты Гергиева с Мацуевым, а там и Венский филармонический оркестр подтянулся, и миланский Ла-Скала. Но в той же Италии, где, как нам пишут и показывают, у Гергиева якобы недвижимости на сумму 100 млн евро с лишним (не внесенной в декларацию, что Гергиев, как руководитель институции федерального значения, обязан был сделать), его собственность не обложена санкциями.
Спору нет, итальянские угодья маркиза Карабаса впечатляют — но не столько поля и виллы, сколько дворцы в Венеции. Мозаиками палаццо Барбариго я в последний раз любовалась в 2019-м, курсируя по Гранд-Каналу между биеннальными павильонами. И сейчас я могла бы на него смотреть — очередная Венецианская биеннале вот-вот откроется. Если бы не так называемая «спецоперация», из-за которой мне впервые не хочется туда, настолько трагедия заслонила радости жизни. Они как будто перестали существовать.
А российскому дирижеру — опять же, если верить расследованию и венецианским архивам — принадлежит и кусок соседнего с Барбариго палаццо да Мула Морозини, и кафе «Квадри» на Сан-Марко, и… Мы не будем перечислять все сокровища, которые некая Йоко Нагаэ унаследовала от мужа-итальянца, а Гергиев — от нее. Лучше обратим внимание на то, как воспринимает это Европа. Кажется, как должное, снимая шляпу.
https://www.youtube.com/watch?v=E8b7kjx764A
Их можно понять: Валерий Гергиев — исключительно цельный образ, настоящий герой. Его имущество, карьерная лестница, его взлеты и подвиги не только на ниве музыки — вспомним хотя бы выступление на руинах Пальмиры — части одного целого, в своем роде совершенного. А у совершенного персонажа должна найтись безупречная ролевая модель. И она есть. Сравнение с ней вряд ли обидит героя, потому что это предмет его обожания. Его прототип в музыке, но, увы, но не только в ней, — Герберт фон Караян.