Восьмиметровая инсталляция в Санкт-Петербурге, появившаяся напротив Казанского собора ночью 27 апреля. По данным телеграм-канала "Ротонда", автор инсталляции - политтехнолог Артур Омаров, бывший руководитель аппарата провластного движения "Наши". Фото: @rotondamedia

Восьмиметровая инсталляция в Санкт-Петербурге, появившаяся напротив Казанского собора ночью 27 апреля. По данным телеграм-канала "Ротонда", автор инсталляции - политтехнолог Артур Омаров, бывший руководитель аппарата провластного движения "Наши". Фото: @rotondamedia

Каждый день становится известно, что та или иная иностранная компания решила уйти с российского рынка. Реже — что решила остаться. Временами история становится детективной — компания уходит, потом выясняется, что нет, потом — опять уходит, или не совсем, а только ставит работу в России на паузу… От чего вообще зависит решение иностранных компаний уйти? Насколько серьезны издержки для них и для инвесторов? И что это значит для российских потребителей?

Мартиролог

На несколько вещей можно смотреть бесконечно: на воду, огонь и на то, как уходят с российского рынка иностранные компании.

Прекращает работу в России компания Henkel, производитель средств бытовой химии и косметики (бренды Persil, Schwarzkopf, Syoss). Уходит автоконцерн General Motors, уже свернувший российское производство в 2015 году, после аннексии Крыма. Закрывает свои магазины, розничные и онлайн, любимый российскими женщинами L'Occitane. Международная консалтинговая компания McKinsey окончательно прекратила обслуживать российских клиентов — еще в марте она объявила, что уйдет, как только завершит текущие обязательства. Японский концерн Toshiba приостанавливает прием новых заказов и инвестиций в Россию, а нефтяная транснациональная компания Exxon Mobil рассматривает возможность полного ухода из РФ к 24 июня. Прекращает вещание в России Paramount, а ранее такое же решение приняла Discovery… Это неполный перечень потерь только за вторую половину апреля.