Росгвардеец задерживает участницу антивоенной акции, у неё в руках плакат с надписью "Война это смерть и нищета". Санкт-Петербург, 7 марта 2022 года. Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press

Росгвардеец задерживает участницу антивоенной акции, у неё в руках плакат с надписью "Война это смерть и нищета". Санкт-Петербург, 7 марта 2022 года. Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press

Перед вами вторая из двух статей мини-цикла о том, как представляют себе последствия военного вторжения России в Украину жители России: отдельно сторонники войны (об их ожиданиях можно прочитать здесь) и ее противники — сегодня речь о них. Обе статьи — фрагменты из большого аналитического отчета Лаборатории публичной социологии, который будет опубликован на сайте Лаборатории в августе этого года. Лаборатория публичной социологии (PS Lab) — это исследовательский коллектив, изучающий политику и общество в России и на постсоветском пространстве в сравнительной перспективе. Подробнее с деятельностью PS Lab можно познакомиться здесь.

Аналитический отчет о восприятии военного вторжения России в Украину готовится Лабораторией публичной социологии вместе с другими коллегами на основании анализа 213 социологических интервью с россиянами о войне, собранными с конца февраля до начала июня 2022 года. Поскольку это исследование — качественное, отчет не ставит своей задачей оценить, сколько россиян придерживается того или иного мнения в отношении войны. Его задача — описать спектр существующих в обществе позиций.

В аналитических целях все 213 информантов разделены на три группы: сторонники войны, противники войны и сомневающиеся. В реальности восприятие войны представляет собой континуум: от убежденных противников до убежденных сторонников с большинством где-то посередине. Тем не менее, для описания различий внутри «одинаковых» позиций и сравнения разных позиций между собой полезно каким-то образом разделить людей на группы. В основании нашей классификации — прежде всего, самоопределение информантов. Сторонники войны — это те, кто говорят в интервью, что они поддерживают «спецоперацию». Противники войны, очевидно, заявляют о своем неприятии «спецоперации». Наконец, сомневающиеся — это те, кто отказывается занять позицию в течение всего интервью.

В этой статье мы рассмотрим восприятие противниками войны ее последствий. Анализируя как экономические, так и неэкономические последствия, уже переживаемые или еще только предвосхищаемые нашими информантами, мы увидим, что последствия войны для ее противников чрезвычайно важны. С одной стороны, наши информанты-противники нередко ощущают на себе экономический эффект санкций. С другой стороны, война часто меняет жизнь информантов — начиная о их ежедневных переживаний и практик и заканчивая переосмыслением всей жизни.