Арина Томашова / It's My City
Перед вами первая из двух статей мини-цикла о том, как представляют себе последствия военного вторжения России в Украину жители России: отдельно сторонники и противники войны. Обе статьи — фрагменты из большого аналитического отчета Лаборатории публичной социологии, который будет опубликован на сайте Лаборатории в августе этого года. Лаборатория публичной социологии (PS Lab) — это исследовательский коллектив, изучающий политику и общество в России и на постсоветском пространстве в сравнительной перспективе. Подробнее с деятельностью PS Lab можно познакомиться здесь.
Аналитический отчет о восприятии военного вторжения России в Украину готовится Лабораторией публичной социологии вместе с другими коллегами на основании анализа 213 социологических интервью с россиянами о войне, собранными с конца февраля до начала июня 2022 года. Поскольку это исследование — качественное, отчет не ставит своей задачей оценить, сколько россиян придерживается того или иного мнения в отношении войны. Его задача — описать спектр существующих в обществе позиций.
В аналитических целях все 213 информантов разделены на три группы: сторонники войны, противники войны и сомневающиеся. В реальности восприятие войны представляет собой континуум: от убежденных противников до убежденных сторонников с большинством где-то посередине. Тем не менее, для описания различий внутри «одинаковых» позиций и сравнения разных позиций между собой полезно каким-то образом разделить людей на группы. В основании нашей классификации — прежде всего, самоопределение информантов. Сторонники войны — это те, кто говорят в интервью, что они поддерживают «спецоперацию». Противники войны, очевидно, заявляют о своем неприятии «спецоперации». Наконец, сомневающиеся — это те, кто отказывается занять позицию в течение всего интервью.
В первом тексте мы рассмотрим, какие последствия войны для России и для себя лично предвосхищают ее сторонники. Информанты говорят об экономических (например, связанных с санкциями) и неэкономических, а также позитивных и негативных последствиях войны. Мы также увидим, какие стороны российской экономики долгое время казались сторонникам наиболее уязвимыми и к какой экономической модели следует, с их точки зрения, стремиться стране. Война для многих сторонников — пусть и катастрофа, но катастрофа, открывающая новые возможности и дающая надежды на решение назревших проблем.