Издательство «МИФ» выпустило увлекательное исследование «Эмоции: великолепная история человечества». Его автор Ричард Ферт-Годбехер — доктор философии, один из ведущих мировых экспертов по эмоциям, независимый исследователь и консультант в области истории, языка, науки, почетный научный сотрудник Центра истории эмоций при Лондонском университете королевы Марии.
По его мнению вся человеческая история демонстрирует власть эмоций: «Наравне с технологиями, политическими течениями и великими мыслителями они создают мир, в котором мы живем. Эмоции лежат в основе мировых религий, философских трудов, а также стремления к знаниям и благосостоянию. Но они могут быть и темной, разрушительной силой, сеющей раздор, жадность и недоверие.
Каждая из глав посвящена определенному историческому периоду и региону, однако вместе они составляют довольно полную картину того, как эмоции сформировали современный мир во всем его многообразии, со всеми хитросплетениями и чудесами».
С любезного разрешения издательства публикуем главу под названием «Любовь и (родина-)мать».
12 сентября 1962 года. Стадион Райса в Хьюстоне, штат Техас. В этот день нет ни игры, ни тренировки университетской команды «Райс Аулз». Нигде не видно чирлидеров, и собрались зрители немного старше обычного. Все потому, что сегодня с речью выступает президент США Джон Кеннеди, и он обещал, что скажет нечто судьбоносное. Двумя годами ранее Кеннеди победил на выборах своего оппонента Ричарда Никсона. Основное послание его предвыборной кампании было направлено на возрождение любви к Соединенным Штатам. В своей инаугурационной речи Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее». Он призывал каждого гражданина США гордиться тем, что он американец, любить Америку и вместе работать ради лучшего будущего. В то же время он разжигал ненависть Америки к коммунизму и Советскому Союзу, регулярно употребляя в отношении советских граждан отчуждающее «они», чтобы использовать коллективную ненависть к СССР для усиления межгрупповых эмоций, основанных на любви к Соединенным Штатам.
К удивлению американцев, именно Советский Союз первым отправил в космос летательный аппарат. Стартовый пистолет космической гонки по-настоящему выстрелил, когда 4 октября 1957 года на орбиту был запущен «Спутник-1». До этого момента СССР не распространялся о своих космических разработках, отчасти потому, что хотел шокировать Штаты результатом, отчасти потому, что все время что-то шло не так. Когда советское правительство наконец раскрыло, чего удалось достичь в рамках программы «Спутник», чиновники были поражены народной реакцией. Людей по всей стране переполняли радость и гордость, и государство не заставило себя долго ждать, использовав этот эмоциональный всплеск вокруг внепланетных достижений для усиления пропаганды. Власти советовали гражданам следить за «Спутником», когда он будет проходить над их головами (хотя увидеть его вообще не представлялось возможным), и ловить его знаменитый сигнал «Бип-бип!». В крупных городах печатали и расклеивали пропагандистские плакаты с лозунгами «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» и «Сыны Октября — пионеры Вселенной». У Союза внезапно появился немалый повод гордиться своей космической программой. Межгрупповые связи стали еще прочнее, национальная гордость окрепла.
Это было потрясением для Америки. С самого начала холодной войны американцам внушали, что нет поводов волноваться, так как Штаты технологически многократно превосходят «отсталых коммуняк».