
Беспилотник во время атаки на Киев, 17 октября
Фото: Ясуеси Тиба/AFP/Getty Images
Россия стала активно использовать иранские беспилотники-камикадзе Shahed-136 для атак на гражданские районы Украины, вместо того, чтобы сконцентрироваться на поражении военных целей. Таким образом, российские военные теперь предпочитают психологический террор достижениям на фронте. Об этом говорится в ежедневной сводке американского Института изучения войны (ISW).
«Атака беспилотников 17 октября на жилую инфраструктуру в Киеве согласуется с более широкой схемой действий российских сил, отдающих предпочтение психологическому террору в Украине, а не достижению ощутимых результатов на поле боя», — отмечают военные аналитики.
Эксперты также прокомментировали шутинг на учебном военном полигоне в Белгородской области, который произошел, предположительно, из-за конфликта на религиозной почве между мобилизованными. В ISW считают, что трагедия стала следствием зависимости Кремля от этнических меньшинств, которые несут основное бремя объявленной в России мобилизации.
В российском информационном пространстве на ЧП отреагировали расистскими высказываниями в адрес выходцев из Средней Азии и призывами ввести визовый режим со странами региона. Этнические меньшинства, которые вынуждены вести войну, «определяемую имперскими целями России и сформированную русским православным национализмом», скорее всего, продолжат чувствовать отчуждение. Это может привести к выражению недовольства и сопротивлению, за которым последуют репрессии против анклавов меньшинств, предупреждают эксперты.
При этом основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин и связанные с ним аккаунты в социальных сетях все чаще говорят о неэффективности российских военных институтов и социальных проблемах — это может косвенным образом расшатывать власть Кремля.
«Хотя Пригожин не выступает напрямую против Путина и не критикует его, его растущая популярность в националистическом сообществе может подорвать привлекательность Путина как «сильного человека». Возникающие дискуссии о гражданской войне в России могут еще больше подорвать кремлевские нарративы о национальном, этническом и религиозном единстве внутри России», — говорится в докладе.
Минобороны РФ вечером 15 октября сообщило о теракте на военном полигоне в Солоти (Белгородская область). Там расположен построенный в 2017 году военный городок и полигон 752-го мотострелкового полка 3-й мотострелковой дивизии Западного военного округа, где проходят подготовку мобилизованные на войну в Украине. По версии ведомства, двое «граждан одной из стран СНГ» совершили теракт во время занятий по огневой подготовке. Погибли 11 человек, минимум 15 ранены, под огонь попал в том числе личный состав подразделения. Нападавших убили ответным огнем.
Телеграм-канал ASTRA со ссылкой на военнослужащего, который назвал себя очевидцем случившегося, сообщил, что массовое убийство на полигоне в Солоти может быть частью конфликта на религиозной почве. По словам источника издания, конфликт начался с того, что трое солдат — дагестанец, азербайджанец и адыгеец — решили «написать рапорта о том, что не хотят больше служить», поскольку это «не их война». Узнав об этом, один из командиров, которого источник называет подполковником Андреем Лапиным, якобы «всех собрал» у плаца и заявил, что «это священная война».
После этого, как утверждается, военнослужащие таджикского происхождения заявили, что священная война — это война мусульман против неверных. Подполковник в ответ якобы назвал Аллаха «слабаком» и «трусом», «если он не разрешает воевать за ту страну, которой ты дал присягу», что «повергло в шок» многих присутствующих. Вскоре на стрельбище трое выходцев из Таджикистана попросили других мусульман отойти в сторону, «развернули свои автоматы» и открыли беспорядочную стрельбу. Источник заявляет, что был убит подполковник Лапин и якобы еще 29 человек.
Один из двух граждан Таджикистана Эхсон Аминзода, расстрелявший сослуживцев на учебном полигоне в Белгородской области, судя по всему, оказался в воинской части случайно — после мобилизационной облавы. Его близкие рассказали, что у молодого человека не было гражданства РФ, он работал в московском ресторане, не собирался участвовать в войне в Украине и тем более не был террористом, о чем заявляет Минобороны РФ.
ВС РФ начали наносить массированные удары высокоточным оружием большой дальности и дронами-камикадзе по гражданской и критически важной инфраструктуре Украины 10 октября. Это стало ответом на взрыв грузовика, произошедший 8 октября на Крымскому мосту, который Владимир Путин назвал терактом и обвинил в этом спецслужбы Украины. В результате атак по всей стране погибли десятки человек, свыше 100 получили ранения. 14 октября Путин заявил, что новых массированных ударов не будет, но, поскольку Минобороны РФ в ходе ракетных атак не удалось с первого раза поразить «все необходимые объекты», теперь их «добирают».
17 октября удары продолжились по Киеву, Днепропетровской и Сумской областях. Мэр украинской столицы Виталий Кличко заявил, что в сторону Киева летели не менее 28 дронов, большинство удалось сбить, однако в Киеве все же прогремели пять взрывов. В частности, один из дронов-камикадзе угодил в жилой дом на улице Жилянской в Шевченковском районе, в результате чего погибли три человека.