Сцена из спектакля Театра имени Пушкина "Багровый остров"

Сцена из спектакля Театра имени Пушкина "Багровый остров"

teatrpushkin.ru

В 1928 году Михаил Булгаков принес в Камерный театр пьесу «Багровый остров», написанную специально для этого театра по заказу Таирова. Пьеса основывалась на булгаковском же фельетоне с одноименным названием, за три года до того опубликованном в литературном приложении к газете «Накануне» с подзаголовком «Роман тов. Жюля Верна, с французского на эзоповский перевел Михаил А. Булгаков». Договор с Таировым Булгаков подписал в начала 1926 года, а через год вручил главному режиссеру Камерного театра пьесу. Таиров слегка прошелся по пьесе твердой цензорской рукой — в частности, сильно покромсал образ капризной жены директора театра — первой актрисы, не без оснований увидев там очевидный намек на свою жену Алису Коонен, которой (вот совпадения!) всегда доставались главные роли и которая наравне с Таировым вершила судьбы театра и его актеров.

Главрепертком, которому была предоставлена на рассмотрение пьеса, промурыжил ее больше года, долго выламывался, требовал переделок, которые театр, разумеется, покорно вносил, но в итоге дал-таки разрешение на постановку. Булгаков уже и не надеялся на благополучный исход, особенно учитывая, что параллельно тот же Главрепертком запретил его пьесу «Бег». Правда, «Бег» был произведением мрачным и реалистическим, а «Багровый остров» — веселой буффонадой.

По сюжету молодой драматург Василий Артурович Дымогацкий, пишущий под псевдонимом Жюль Верн, приносит директору театра Геннадию Панфиловичу пьесу о революции на некоем острове — туземцы там восстают против захвативших остров арапов. Судьба будущего спектакля в руках цензора Саввы Лукича. Проблема в том, что через день он уедет в Крым подлечиться, и спектакль надо срочно показать прямо сейчас, а он не готов. Актерам спешно раздают тексты, времени на раскачку нет, ведущий артист театра в запое, сыграть главную роль вызывается автор, режиссерский замысел рождается прямо по ходу репетиции. Вердикт Саввы Лукича суров: «Пьеса к постановке запрещается». Тут же, в прямом смысле на коленке, Василий Артурович, несколько покуражившись для вида, переписывает концовку для услады цензора, после чего Савва Лукич торжественно объявляет: «Пьеса к постановке разрешается».

Сцена из спектакля Театра имени Пушкина «Багровый остров»

teatrpushkin.ru

Тогда, девяносто с лишним лет назад, постановке была уготована недолгая жизнь — спектакль был сыгран 60 раз и снят с репертуара через полгода. Все-таки недовольство цензоров, поначалу запрятанное в укромные уголки, не сумело совладать с самим собою и дало о себе знать окончательным запретом «Багрового острова».