
Танки на подступах к площади Тяньаньмэнь, 3 июня 1989 года. За несколько часов до начала карательной акции.
AP Photo / Sadayuki Mikami
Прежде чем продолжить знакомство с установочным китайским эссе, приуроченным к завершению XX съезда КПК и грядущему 100-летию СССР, приведу те оценки причин и факторов «крупнейшей геополитической катастрофы XX века», которые давались в Китае вплоть до прихода к власти осенью 2012 г. Си Цзиньпина.
Подписание договора об образовании СССР на I Всесоюзном съезде Советов, 30 декабря 1922 г.
Картина Степана Дудника (1914–1996) / Wikimedia Commons
Авторитетный эксперт-китаист Александр Габуев в сентябре 2012 года суммировал «комплексы различных факторов», которые фигурировали к тому времени в китайской экспертизе при оценке причин краха СССР/КПСС: экспансионизм и стремление к мировой гегемонии; траты на поддержку государств-сателлитов; втягивание в затратную гонку вооружений, которая привела к милитаризации советской промышленности; коррупция среди партийной элиты; дезинтеграция связей между центральным и региональным руководством; несменяемость политической элиты; деидеологизация вооруженных сил, разрыв спайки партии и армии; планово-командный характер экономики, неспособность задействовать рыночные механизмы; протестная идентичность на национальных окраинах и рост русского шовинизма; кризис веры в партийное руководство и недоверие к официальным СМИ.
А теперь продолжим знакомиться с докладом-посланием «Уроки советского социалистического пути» и посмотрим, что из выявленного за 20 лет после краха СССР китайскими экспертами осталось в официальном багаже общественной науки в КНР на сегодняшний день, по прошествии десяти лет правления председателя Си. Итак:
«Дальнейшее углубленное изучение крупного исторического события — распада Советского Союза и сделанные на его основе научные выводы, безусловно, помогут прояснить, а также целенаправленно решить поднимавшуюся генеральным секретарем Си Цзиньпином важную проблему, а именно — проблему наличия внутри [нашей] партии амбициозных и заговорщических элементов, размывающих правящую базу партии изнутри. Это серьезный вопрос, серьезная проблема, которая поднималась международным коммунистическим движением, но до сих пор осталась не решенной, более того, она далека от решения.
китайские авторы, критиковавшие СССР за несменяемость руководства, уже отправлены на перевоспитание в деревню?
Если они там реально верят в весь этот марксизм-ленинизм и далее по тексту, то за будущее демократического мира под предводительством США в противостоянии с Китаем можно не беспокоится.
Спасибо за интересные статьи. Мой опыт общения с китайцами в Китае очень мал, но я помню, что мои собеседники боготворили Ден Сяопина, а о Мао говорили дипломатично и уклончиво. Впрочем это была молодежь лет 30-40. Да и по вашей статье видно, что китайское экспертное сообщество неоднородно. С одной стороны "Исключительно потому, что Горбачев повел реформы по злонамеренному и безрассудному пути капитализма, партия и государство [в СССР] потеряли всякую легитимность и основу своего существования и развития", а с другой - упомянутая статья А.Габуева с другим набором причин коллапса СССР.
Печально, что действующее руководство Китая поднимает знамя с мантрами, памятными по учебникам времен СССР:
"Многовековая славная история нашей партии ..."
"В мире существуют различные теоретические системы, но марксизм-ленинизм является единственной научной теоретической системой о полном освобождении пролетариата и всего человечества, и это есть универсально применимая истина…"
В том то и дело, что "другой набор причин коллапса СССР" - более широкий и относительно объективный - фигурировал до 2012 года, то есть до прихода к власти Си. Теперь же всё, по сути, сводится к "перерождению" и "предательству" группы высших руководителей в лице Хрущева, Горбачева и Ельцина со товарищи. Отсюда китайские товарищи делают вывод: требуются тотальный контроль и закручивание гаек.
жуть
Веру в коммунистические идеи элиты начиная от ЦК КПСС потеряли ещё в 30-х годах. И опасность руководства государством Сталиным, понял Ленин, но уже было поздно.