Издательство «Альпина Паблишер» выпустило книгу «Своровали? Накажи! Книга о защите интеллектуальных прав». Ее авторы — Максим Ильяхов (лингвист, которого вы можете знать по бестселлерам «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно») и юрист по интеллектуальным правам Алексей Башук — максимально доступно объясняют, как работают российские законы в области защиты интеллектуальных прав для предпринимателей и творческих людей, и что делать конкретному человеку, чтобы отстоять свои права.
С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент главы «Как защитить бренд».
Вспомните любую компанию и представьте, что завтра ей запретят использовать свой бренд. Что от нее останется? Сколько денег и времени придется потратить на то, чтобы создать новый бренд, рассказать о нем покупателям, завоевать их доверие и вернуться на прежние позиции? Звучит так, словно весь бизнес придется строить заново.
Если бы у меня спросили, какая интеллектуальная собственность компании потенциально самая важная и дорогая, я бы без раздумий ответил — бренд компании. Произведения, технологии и секреты производства — это важные, но все-таки лишь отдельные элементы общей мозаики, из которой складывается бизнес. Бренд — это вся картина; то, что видит покупатель. В бренде складываются все вложения в продукт и рекламу, годы работы, известность компании и репутация продукта.
Судам и госорганам наплевать, сколько сотен тысяч рублей нарушитель потратил на разработку своего брендбука и фирменного стиля. Когда выяснится, что его обозначение нарушает чужие права, нарушителя заставят не только отказаться от бренда, но и выплатить компенсацию правообладателю. Неважно, знал он о чужих правах или нет, — могут взыскать миллионы.
Сейчас вам может казаться, что юридическая защита брендов — это история еще не про вас. Например, у вас маленький бизнес, вы вроде никого не копируете, вас — тоже, вы не замахиваетесь на лавры «Макдональдса» и не продаете поддельные кроссовки «Найк». Но представьте, что где-то в другом регионе есть бизнес с точно таким же или даже просто похожим названием. Однажды вам могут написать: «Здравствуйте, у нас зарегистрирован товарный знак, и вы нарушаете наши права».