
Александр Роднянский
Инстаграм Александра Роднянского
Александр Роднянский — украинский и российский продюсер с мировым именем, чьи фильмы получали призы на самых престижных киносмотрах — с началом войны уехал из Москвы и, по его признанию, не знает, сможет ли туда вернуться. Все 10 месяцев он разговаривает со своей аудиторией в инстаграме — тот превратился в своего рода антивоенный дневник. Фарида Курбангалеева поговорила с Роднянским о том, почему молчат о войне деятели российского кино и шоу-бизнеса, сможет ли он смотреть фильмы Михалкова, каким было переосмысление «Девятой роты» и «Сталинграда», почему реальность страшнее «Левиафана» и будет ли Голливуд снимать картины о Зеленском.
«Я внутренне пришел к тому, что я соучастник»
— Почти год вы ведете летопись войны. За это время что-то поменялось в вашей аудитории и в вас лично?
— Я думаю, что поменялось и в аудитории, и во мне. Либо сама аудитория изменилась, это тоже возможно: были подписаны одни люди, а пришли другие. Хотя я вижу (а когда ты пишешь ежедневно, то замечаешь и запоминаешь людей) много тех, кто прожили этот год со мной. Они изменились по меньшей мере в том, что приняли неизбежность долгой травмы. Если в начале было ощущение ужаса и краткосрочной катастрофы, которая «да, радикально изменила жизни очень многих людей, но скоро завершится», то сейчас есть ощущение, что это надолго. Это первый момент.
Второе: мне кажется, что для многих ушло простое представление о причинах войны и ее разрешении. Если в начале все было, как в голливудском кино — есть преступник-агрессор, есть жертва и есть неминуемое наказание, которое вот-вот наступит, «будет суд в Гааге, этих накажем…», то сейчас стало понятно, что разрешение неизвестно как произойдет. И мне кажется, что стало значительно больше человеческих реакций — сочувствия и сострадания трагедиям.
Ушла первая, совершенно дикая волна отрицания русских как народа. Хотя, думаю, нет, не ушла. Идиосинкразия укрепилась, и теперь охватывает все, что связывает с языком, культурой, историей, названиями. Я прочитал, что в Изюме поменяли названия улиц и в том числе изменили название улицы Высоцкого. Месяцев 10 назад это звучало бы не то чтобы диковато, но странно. Сейчас — нет. Идиосинкразия жесточайшая, и я думаю, что надолго, и спорить с этим бесполезно. Хотя лично я со своей стороны пытаюсь по-прежнему говорить о большом количестве порядочных людей, живущих в России.
Раньше это наталкивалось на абсолютно жесткое, непримиримое неприятие со стороны моих украинских коллег и подписчиков. А сейчас многие, может, с этим и соглашаются, а многие, может, уже и не отвечают. Просто понимают, что есть у меня такой «странный» взгляд на жизнь и можно на это не обращать внимания, потому что в остальном я вполне «адекватный», и когда пишу об агрессии, оккупации — «вполне приемлем». А эту идиосинкразию по отношению к русским я не разделяю, наверное, потому что 20 лет провел в Москве и «отравился» тем, что связано с русской культурой, и тем, что, по мнению огромного количества не только украинцев, но и людей, живущих в странах Балтии, Польши и так далее, твердо воспринимается как фундамент для имперской матрицы, взорвавшейся агрессивной войной.
Во мне многое изменилось. Я вроде бы законченный либерал и вроде им остаюсь: для меня это по-прежнему не война россиян с украинцами, а война тоталитарного режима с тем, что мы называем ценностями свободного мира, демократией. И я от этого не откажусь. Я болезненно реагирую на любые разговоры «национального» свойства. Когда, например, говорят, что генетически русские — рабы, а украинцы — генетически свободные люди, я тут же задаю вопросы про нескольких миллионов украинцев, живущих в России и разделяющих путинскую риторику. И тут же вспоминаю миллионы россиян, живущих в Украине, в том числе воюющих в ВСУ и абсолютно патриотично [по отношению к Украине] настроенных.
С другой стороны, я вижу очень много того, с чем я не то чтобы не соглашался, но не отдавал себе в полной мере отчета: я вижу ответственность людей русской культуры, и свою ответственность в том числе, по поводу того, что мы не сделали. И я со многим, о чем в начале войны спорил с украинцами, сегодня согласен. Для меня такой переломной точкой была Буча. После Бучи я написал какие-то слова…
Русская культура не может нести ответственность за агрессивные действия властей так же, как и итальянская - за действия сицилийской мафии или Габриэль Гарсия Маркес - за действия колумбийских наркобаронов.
После Второй мировой западные ученые видят в национализме угрозу гуманизму. "Не меньшее значение для Ауэрбаха ... имеет гуманистическая традиция приобщения к неродной национальной культуре... Недаром Ауэрбах завершает свои размышления важной цитатой из "Дидаскаликона" Гуго Сен-Викторского: "Человек, для которого нет края лучше родного, еще только зеленый новичок; тот, для кого любая почва как родная, уже силен; но совершенен лишь тот, для кого весь мир - чужбина". Чем больше человек готов отделить себя от родной культуры, тем легче он сможет судить о ней, ... с духовной непредвзятостью и великодушием, необходимыми для истинного видения" (Эдвард Саид, "Ориентализм").
Русская культура - неотъемлемая часть мировой и таковой останется после падения режима. Автократии и диктатуры могут иметь незначительные отличия, но в них больше универсальных черт, чем специфически национальных.
Браво
Роднянский как раз хороший пример того как "великая культура" не то что "виновата", но неосознанно работает на войну. Она соблазняет и ослепляет. Роднянский жил в Москве и варился в этой московской
"аполитичной" культуре, поэтому для него всё такая неожиданность и шок. Он же, оставшись в Киеве, все прекрасно бы видел и предвидел. Чтобы избежать этого, большая культура должна дискриминировать своих Бондарчуков в пользу своих Звягинцевых. Со стороны это будет смотреться смешно, как смотрится часто извне западная "вокнесс" и политкорректность. Но это необходимый иммунитет, его отсутсвие привело к тому что Роднянский называет "но мы проиграли".
Отличное интервью! Спасибо, Фарида!
Спасибо за интервью. Интересный разговор с интересным человеком! Почему то не упомянули «Груз-200», а этот шедевр много перекрывает «Левиафан» по отображению той глухой безнадеги, в которой оказались люди России после крушения «коммунистического проекта». Этот фильм, как никакой другой из увиденных мной, описывает настроение и состояние общества перед самым крахом СССР, общества, в котором насилие, страх и предательство подмяли навсегда под себя эмпатию, общество, где своя «колбаса» ближе к телу, где все прогнили снизу доверху.
уверен будет и адекватное кинематографическое отражение и этой войны как последней, надеюсь, имперской захватнической - исходящей из России.