Павел Герасименко
Шестого января в петербургской Коломне открыли памятник Александру Блоку. Фигура в косо наброшеной на плечи шинели, сильно наклоненная поза бредущего против ветра человека, лишенная портретной гладкости лепка лица, даже отсутствие надписи на низком постаменте, — все это не вяжется в сознании массового зрителя, только по месту жительства претендующего на культурность, с представлениями о большом (3 метра и 60 сантиметров от бронзового основания) и парадном монументе поэту.
По мнению сторонников художественного решения, скульптура хорошо передает ощущение вьюги, памятное всем читателям блоковской поэзии по первым строчкам поэмы «Двенадцать». Впрочем, точно так же можно процитировать написанное Блоком в 1909 году, — за три года до того, как он поселился с женой и матерью в доме на углу Офицерской улицы и набережной реки Пряжки, где теперь поблизости встал памятник:
Под шум и звон однообразный,
Под городскую суету
Я ухожу, душою праздный,
В метель, во мрак и в пустоту.
Я обрываю нить сознанья
И забываю, что и как…
Кругом — снега, трамваи, зданья,
А впереди — огни и мрак.
Фраза из воспоминаний Николая Чуковского: «Это поэт Блок. Он совершенно пьян», которой отец пояснил семилетнему Коле, кого же они встретили у Пассажа на Невском, относится к 1911 году, но тот же выросший мемуарист безжалостно описывал внешность поэта последних трех лет жизни в послереволюционном Петрограде. Предположение, что памятник изображает пьяного, уже не раз возникало в разгоревшемся обсуждении.
ГМИРЛ имения В.Даля
Между тем, другое повернутое под непривычным углом лицо поэта есть еще на рисунке Юрия Анненкова «Блок в гробу». Очевидно одно: перед нами памятник предсмертному Блоку, и в этом основная ценность и актуальность образа, найденного скульптором Евгением Ротановым.