Скульптура Урса Фишера «Большая глина №4», установленная на Болотной набережной и уже названная таблоидами кучей, вызвала яростные споры не только среди горожан, но и в арт-сообществе. Недовольных объектом, пожалуй, слишком много — для города, проглотившего, не подавившись, творения Салавата Щербакова etc. Но искусство и не обязано нравиться — в свободной стране.
Увеличенный в десятки раз, повторенный в алюминии комок глины, размятый в руках скульптора, разъятый на куски и заново слепленный, манифестирует суть места, на котором смонтирован, — перед входом в ГЭС-2.
Здание старейшей в Москве электростанции, деликатно, не в пример прочим работающим в столице архитекторам, реконструированное Ренцо Пьяно и превращенное Фондом V—A—C в Дом культуры (в идеальном, далеком от прошлой реальности, смысле этой формулы), должно открыться осенью и дать приют многим искусствам и многим художникам. Глина, хранящая отпечатки пальцев скульптора, на ступенях, поднимающихся к ГЭС-2 от Водоотводного канала, указывает путь.
Это та самая «Большая глина №4», которая однажды выставлялась на Манхэттене, а в 2017-м стояла перед Палаццо Веккьо во Флоренции напротив копии «Давида» Микеланджело. Тут она тоже явно не навсегда. Как и вторая составляющая временной инсталляции, знаменующей собой скорое открытие Дома культуры, — «Пространство света» классика арте повера Джузеппе Пеноне. Это бронзовая отливка поваленной лиственницы — разделенный на восемь фрагментов полый ствол дерева со следами рук Пеноне снаружи и рисунком древесной коры внутри, уложенный в березовой роще позади ГЭС-2. Оба объекта — часть публичной программы «ГЭС-2: Спуск», стартующей 23 августа и детально изложенной здесь. Но только один из них вызвал столь резкое возмущение, что приходится на него отвечать.