Скульптура Урса Фишера «Большая глина №4», установленная на Болотной набережной и уже названная таблоидами кучей, вызвала яростные споры не только среди горожан, но и в арт-сообществе. Недовольных объектом, пожалуй, слишком много — для города, проглотившего, не подавившись, творения Салавата Щербакова etc. Но искусство и не обязано нравиться — в свободной стране.
Увеличенный в десятки раз, повторенный в алюминии комок глины, размятый в руках скульптора, разъятый на куски и заново слепленный, манифестирует суть места, на котором смонтирован, — перед входом в ГЭС-2.
Здание старейшей в Москве электростанции, деликатно, не в пример прочим работающим в столице архитекторам, реконструированное Ренцо Пьяно и превращенное Фондом V—A—C в Дом культуры (в идеальном, далеком от прошлой реальности, смысле этой формулы), должно открыться осенью и дать приют многим искусствам и многим художникам. Глина, хранящая отпечатки пальцев скульптора, на ступенях, поднимающихся к ГЭС-2 от Водоотводного канала, указывает путь.
Это та самая «Большая глина №4», которая однажды выставлялась на Манхэттене, а в 2017-м стояла перед Палаццо Веккьо во Флоренции напротив копии «Давида» Микеланджело. Тут она тоже явно не навсегда. Как и вторая составляющая временной инсталляции, знаменующей собой скорое открытие Дома культуры, — «Пространство света» классика арте повера Джузеппе Пеноне. Это бронзовая отливка поваленной лиственницы — разделенный на восемь фрагментов полый ствол дерева со следами рук Пеноне снаружи и рисунком древесной коры внутри, уложенный в березовой роще позади ГЭС-2. Оба объекта — часть публичной программы «ГЭС-2: Спуск», стартующей 23 августа и детально изложенной здесь. Но только один из них вызвал столь резкое возмущение, что приходится на него отвечать.
Я каждый вечер выхожу гулять с собакой... карликовый пудель у меня, Тори зовут...
И вот она вдруг упорно принимается внюхиваться во что-то такое, лежащее на траве (возможно, ей просто не хватает запахов в московской квартирной жизни), а я испуганно оттаскиваю её за поводок, каждый раз подозревая, что внюхивается она не иначе, как в фекалии кого-то из своих соплеменников, и, неровен час, начнёт сейчас это смаковать:( (хотя какая мне собственно разница - собака она и есть собака:)
Это пусть будет типа эпиграф, а основной рассказ иной...
Пару дней тому назад я на каком-то из второстепенных ТВ-каналов (то ли Russian Travel Guide, то ли Моя Планета) увидел замечательный документальный фильм про двух братьев-художников, Александра и Владимира Буровых. Живут они себе где-то в Оренбургской области и оба рисуют картины...
Один больше на примитивиста тянет - рисует с натуры и за его "петуха" я бы месячный доход свой точно отдал (это при том, что вообще-то я жлоб, если что:).
Другой интеллектуал, образованный... почти абстракционист... При этом его "задницей", которую односельчане дружно хают, мог бы гордиться любой европейский музей.
И вот жили бы себе братья Буровы и жили, так никому и неизвестные, но случился ненароком где-то поблизости дом-музей Виктора Степановича Черномырдина. И родная дочка Виктора Степановича их углядела и под флагом музея вывезла обоих... в Париж:)) Нечего и говорить, что приняли их там восторженно, так что вашему покорному слуге о "петухе" у себя на кухне мечтать теперь вовсе даже не приходится:):(
Короче, повезло братьям Буровым... Но ведь во многих наших сёлах нет вообще никаких домов-музеев и никакие премьер-министры там не рождались:( И что вот теперь делать всем тем российским самородкам, которые что-то такое творят у себя на дому, и о существовании которых никто даже и не догадывается, поскольку образованная публика телевидением отечественным брезгует, будучи поглощённой созерцанием и обсуждением очередной кучи импортного дерьма?:(
Под напором возмущенных ценителей прекрасного искусства "Большую глину" скоро уберут и на её место водрузят... э... ну, допустим, 50 метровую статую А. Невского...потом под напором других возмущённых неценителей уберут Невского и снова вернут "...Глину". И так они будут бороться за чистоту искусства целую вечность, пока нормальные люди будут жить своей обычной жизнью. А скульптура хороша хотя бы тем, что наконец-то в мире строгих линий и назойливых прямых углов появилось что-то криволинейное и непричёсанное. Прямо глаз отдыхает.
С этого ракурса напоминает Мыслителя Родена. Его, кстати, арт-критики и широкая публика очень обвиняли в свое время за памятник Бальзаку, обзывая авангардное творение кучей дерьма в том числе. Поколениям, выросшим в почитании соцреализма и помпезной монументальной пропаганды, трудно воспринимать провокативность современного искусства. Еще в 2007 произведения Луизы Буржуа, например, демонстрировали в Эрмитаже; сегодня, на пике реванша, такое кажется невозможным.
Да возможно - пару лет назад огромная ее выставка успешно прошла в Гараже. Герман Нитч в Третьяковки в прошлом году висел. Но стоит вспомнить, что и Бернини когда-то требовали убрать.
Это конечно говно, спору нет. Но оно не простое, а со смыслом ))
А смысл в том, что смотря на эти кучи мы таки научались ценили классическое, проверенное временем и прекрасное искусство.
Как в шкале тестовых ароматов присутствует вонючий образец - для установления точки отсчета.
Кстати 1. любой из нас прошел эту стадию - ребеночек от природы не сознает, что экскременты это то что не совсем принято в социуме, он спокойно и без отвращения копается в них веточкой или пальцем. И лишь позже, под воздействием этого самого социума он научается, что дерьмо это не то что надо оставлять где попало.
По моему личному оценочному суждению, люди которые способны находить смысл в этом и даже восхищаться - это просто неразвитые перезревшие дети. В общем - символ и признак нашей эпохи.
Кстати 2. Петр напротив - это не контрбалансир, как утверждается выше. А просто балансир, то есть такая же куча дерьма, только в профиль.
Спасибо товарищу Михельсону за наше счастливое детство
Приятно здесь почитать умных людей, образовываешься, просветляешься. Почитал ещё Григория Ревзина на эту же тему, очень даже познавательно. Не обращайте внимания на реакцию толпы, надо просто осознать, с кем приходится иметь дело, поймите, что их не изменить, славяне так устроены, они постоянно срутся меж собой и с другими славянами. Не могу понять Льва Гудкова, когда он постоянно говорит о "советском человеке". Надо смотреть дальше и тогда до вас дойдёт с кем вы имеете дело. Это тёмное русское посконное крестьянство (согласно данным 1853 года, самым многочисленным сословием в России было крестьянство: к нему относились почти 48,9 млн человек или 82% от всего населения). Даже советское всеобщее образование не смогло сильно его изменить. Если кто-то готов не согласиться, пусть почитает про холерные бунты 1830-1831 гг. в Российской империи, поменяет "хлориновую известь" на прививку и увидит, что почти ничего не изменилось за двести лет.
Похоже на мужика после ДТП с отломанным рулем в руках и спустившим айрбэгом в районе живота.
Со всех сторон одни только объяснения, почему это так красиво. Но они почему-то не работают. Уже всем сто раз объяснили, как это здорово, но все равно аргументов мало. Видно, в России больше почитателей классического искусства и архитектуры Петербурга. Извините, воспитание никуда не денешь.
А не надо аргументов. Вы либо в состоянии увидеть в этом красоту, либо нет. Ну, пусть не красоту, но как минимум интересную, сложную, неопределённую форму, которую скорее хочется изучить, чем отвернуться. А некоторые видят говно - что ж, имеют право. Мне, если честно, нужно приложить усилие, чтобы увидеть в куске глины кучу говна - но зачем?
Говно, глина.. Не знаю, я тут вижу бесформенный кусок алюминия. Наверно, у меня какое-то искажённое восприятие.
Все равно говно.