Образ Георгия Победоносца часто используется в карикатурах художника

Образ Георгия Победоносца часто используется в карикатурах художника

Фото: сайт Алеши Ступина

Сегодня Игорь Поночевный — один из самых известных российских карикатуристов. С 2014 года он живет в США, куда переехал после аннексии Крыма. До этого Поночевный работал в российском банке, но глобальные политические перемены заставили его поменять род деятельности и стать свободным художником. Свои работы Поночевный создает под псевдонимом Алеша Ступин. Изначально мальчик задумывался как представитель «глубинного народа», но со временем его образ изменился. Фарида Курбангалеева поговорила с Поночевным о том, кто покупает карикатуры на Рамзана Кадырова, почему на Владимире Путине много не заработаешь, как к войне относятся в США и почему искусство художника такое радикальное.

«Путин настолько демонизирован, он олицетворение такого зла, что его покупать не хотят»

Свой первый рисунок, на котором «папа и дядя Сережа "празднуют над фашистами"» Алеша Ступин нарисовал в 2014 году. Его мировосприятие и творческий стиль с тех пор изменились?

— Да, он очень сильно изменился. Сначала это был ребенок, родители которого являются сторонниками путинской власти, и сам он тоже пытается следовать их настрою. Но у него это получается комично. То есть это такой маленький Швейк, который вроде как за власть, а на самом деле против. Но от этого образа пришлось отказаться, потому что часть аудитории понимала, о чем идет, а часть не улавливала эти нюансы и думала, что я создаю рисунки в поддержку власти.

Сейчас Алеша стал более предсказуемым, более понятным. Эта трансформация началась еще в 2018–2019 годах. И если вначале я писал, пытаясь копировать детские рисунки, то потом постепенно стал отказываться от этой манеры и перешел к более реалистичной, «взрослой» карикатуре. А с началом полномасштабной войны вообще потребовалось доносить информацию в лоб: меньше нюансов — больше простоты и доступности.

В ваших работах стал часто фигурировать черный пакет для трупов. Это в России символ эпохи?

— Да, это тема смерти, которая сейчас доминирует в информационном пространстве. И где-то это тема безразличного отношения к смерти, потому что люди к ней уже привыкли. Они видят смерть в ютюбе и других соцсетях, видят, как люди умирают чуть ли не в прямом эфире. И это становится будничным. Конечно, для человека мыслящего это ужасно. Поэтому я в таком виде тему смерти пытаюсь донести и показать.

Еще вы стали «переосмысливать классику», например, картины «Три богатыря» или «Крик» Мунка.

— Во-первых, это узнаваемо. А во-вторых, получается некий диссонанс, когда зритель уже держит в голове какую-то идею, например, когда Иван Грозный убивает своего сына. Но вдруг видит вместо Грозного Путина, а вместо сына — лежащего медведя. Тогда ассоциативный ряд очень быстро срабатывает, и это вызывает яркую ответную реакцию. Людям нравится, когда берется известная, знакомая картинка, а потом она вдруг переворачивается.