В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла коллективная монография «Постсоветская молодежь. Предварительные итоги».

Молодежь — это социальная группа, которая наиболее остро чувствует любые изменения, начинающие происходить в обществе или только витающие в воздухе. Авторы — Лев Гудков, Наталия Зоркая, Екатерина Кочергина, Карина Пипия — фокусируют внимание на двух поколениях постсоветской молодежи, родившихся в середине или конце 1980-х и в середине или конце 1990 годов.

Первые застали крах огромной империи, период социальной дезориентированности и самых радикальных государственных трансформаций, а вторые — установление авторитарного режима, бурный рост потребления и возвращение к консервативной идеологии. Как эти два поколения относятся к советскому прошлому? Что думают о Западе, о демократии и участии в политике, о религии и морали? Насколько распространены среди них расизм и ксенофобия по сравнению со старшими возрастными группами?

Анализируя результаты социологических исследований, авторы пытаются найти ответы на важнейшие вопросы и понять, удалось ли представителям этих поколений усвоить новую систему ценностей.

Будущее

Рассмотрим вначале общие установки в отношении будущего россиян в целом. В среднем 50–60% россиян смотрят в будущее с тревогой, поскольку имеющиеся институты не обеспечивают им надежных гарантий и средств долгосрочного планирования своей жизни.

Дело не только в травмирующем опыте социальных потрясений постсоветского времени, но и в особенностях политической культуры, которая обусловливает пассивное приспособление к обстоятельствам, а не установку на их изменение.

В момент краха советской системы возникла ситуация институциональной неопределенности и социальной дезориентации. Требование порядка (и выхода из кризиса) было главным среди претензий к руководству страны. Однако воспроизводство этой культуры «терпения» (пассивной адаптации) или «культуры бедности» характерно и для нового поколения.

И среди молодых людей воспроизводится условно «инертное» большинство в две трети опрошенных и около 30% людей с достижительской мотивацией. В строгом смысле это большинство нельзя назвать «пассивным», поскольку, как в «Алисе в Стране чудес», надо очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте. Однако достижительское поведение является движущей силой модерных процессов культуры в широком смысле слова, которые обеспечивают изменения. Это предполагает изменение понимания успеха, о чем в современном российском обществе можно говорить только применительно к узкой прослойке молодых, не имеющих существенного влияния.

Таблица 23. С какими чувствами вы смотрите… на будущее России