Матвей Шишков. «Богатая палата во дворце»: эскиз декорации к постановке пьесы А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» в Александринском театре (1866).

Матвей Шишков. «Богатая палата во дворце»: эскиз декорации к постановке пьесы А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» в Александринском театре (1866).

Иллюстрация: Wiki

Репрезентация монарха в Российской империи была делом государственной важности, рассказывает историк русского театра, филолог Кирилл Зубков в своей новой книге «Просвещать и карать: функции цензуры в Российской империи середины XIX века» (издательство Новое литературное обозрение): «Огромные усилия, которые тратились на поддержание образа царя, приводили к превращению придворной жизни в своеобразный спектакль, оказывавший огромное влияние на подданных».

С другой стороны, в эпоху «перестройки и оттепели» XIX столетия (вторая пол. 1850-х — 1860-е гг.) стало возможным довольно критическое изображение русского монарха (пусть и не принадлежавшего к династии Романовых) на театральных подмостках, и это, конечно, становилось особой заботой цензоров — тем более если речь шла о таком одиозном историческом персонаже как царь Иван Грозный.

Тут важно напомнить, что деятельностью государственных театров империи управляло Министерство императорского двора — то самое влиятельное ведомство, которое обеспечивало репрезентацию монарха и придворные ритуалы. Это совмещение функций, конечно, далеко не случайно.

При этом самой серьезной проблемой для цензуры могло неожиданно стать произведение, которое, казалось бы, отвечало всем ее требованиям — например, драма А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» (1866). Скандалам, сопровождавшим провинциальные постановки этой пьесы, и реакции на них государственного аппарата посвящен отрывок из главы «Смешной царь: сценическая практика и цензурные запреты», который мы публикуем с любезного разрешения издательства.