Перевод с французского Виктора Липки под научной редактурой Александра Павлова

Перевод с французского Виктора Липки под научной редактурой Александра Павлова

Оригинальное издание: ‘Une brève histoire de l'égalité’ de Thomas Piketty (Seuil, 2021)

В импринте издательства «АСТ» «Лед» вышла новая книга популярного экономиста Тома Пикетти «Краткая история равенства».

Ведущий мировой экономист и эксперт в вопросах неравенства представляет краткую и удивительно оптимистичную историю человеческого стремления к равенству, несмотря на кризисы и бедствия.

С любезного разрешения издательства публикуем (в сокращении) главу «Китайский социализм, хрупкость идеальной цифровой диктатуры».

Кроме экологических вопросов другим основополагающим фактором, способным ускорить процесс политических перемен, является соперничество великих держав в идеологии и государственном строительстве. Одна из ключевых в этом плане проблем сводится к будущему китайского режима со всеми его слабыми и сильными сторонами. Если исключить сценарий внезапного краха, то все признают, что в ближайшие десятилетия Китайская Народная Республика станет ведущей экономикой мира, хотя никто не может сказать, в каком темпе будет развиваться этот процесс и сколько займет времени.

По паритету покупательской способности ВВП Китая превысил аналогичный показатель США еще в 2013 году. Но ежегодный национальный доход на одного взрослого человека в этой стране втрое ниже по сравнению с Западом: порядка 15 000 евро в Китае против 40 000 евро в Западной Европе и 50 000 в США. При сохранении темпов сокращения этого разрыва на уровне 5% в год преодолеть его окончательно удастся к 2040–2050 году. К этому времени население и ВВП Китая будут в полтора раза больше по сравнению с США и Европой вместе взятыми.

При сравнении экономических структур в Китае и на Западе в первую очередь в глаза бросается режим собственности, в особенности доля государственной собственности в ее общем объеме. Если на момент запуска реформ в 1978 году доля государственного капитала (включая все уровни государственной, муниципальной и общественной собственности) в Китае приближалась к 70%, то в 1980–1990-х годах этот показатель активно снижался, в середине 2000-х годов достиг 30% от национального капитала и после этого стабилизировался.