Сергей Милицкий
В 1962 году Эжену Ионеско было 53 года. Расцвет для мужчины, казалось бы. Но именно в этой самый момент расцвета Ионеско вдруг оказывается в плену страха смерти. Неожиданно осознание, что ему предстоит умереть, наполняет его жизнь нескончаемым ужасом. Но у художника по сравнению с простыми смертными есть преимущество: умение бороться с любой душевной невзгодой с помощью придуманных им самим образов. Результатом трагического осознания драматургом своей смертности стала абсурдистская пьеса «Король умирает».
Сколько раз ставили эту пьесу — не сосчитать. Вечная тема — ускользающий миг между жизнью и смертью, тот неловкий миг, когда жизнь уже ушла, а смерть еще не пришла. Как прожить этот миг самому человеку и его близким? В России пьеса тоже всегда была популярна — ее ставили в Вахтанговском театре, в Театре на Таганке, в театре «Сфера», в театре «Особняк», в провинциальных театрах… Недавно Владимир Мирзоев выпустил «Короля» в театре «Пространство внутри». Спектакль мгновенно стал необычайно популярным — и благодаря личности Мирзоева, и благодаря самому театру с его славой смелой площадки, в котором успела поработать Женя Беркович. И конечно же, в силу изрядной для России последних лет актуальности. А уж название пьесы способно обласкать слух всякого верящего в конечную справедливость.